13 сентября в Книжной гостиной состоялась I Международная научно-богословская конференция по византинистике, которую провёл руководитель научно-просветительского проекта «Византийский кабинет», кандидат философских наук священник Игорь Иванов.
Перед началом научного мероприятия ректор Академии епископ Петергофский Силуан обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором указал на влияние византийского наследия в ходе развития России и европейских стран:
«Византийское наследие оставило свой след у многих стран Европы, но в истории нашей страны эта связь имеет особый одухотворённый характер. Христианская вера принесла нам не только основы грамотности или великолепное богослужение. Крещение Руси было одним конкретным событием, которое в исторической перспективе дало возможность миллионам русских людей стать у Престола Божия. И это главный византийский дар нашему народу. Русский менталитет во многом сформировался благодаря православному отношению к миру, к труду, взаимоотношениям в государстве.
И современное общество, в котором как будто теряются нравственные ориентиры из-за информационной перенасыщенности, нуждается в крепком основании для достойной жизни. И эти основания лежат в нашей вере, в нашей традиции, которую мы волею Божией восприняли от Византии».
Далее проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин поприветствовал участников мероприятия, высказав надежду на то, что первая конференция по византинистике положит начало новой традиции в научной жизни Академии и в дальнейшем будет привлекать всё большее количество специалистов.
После отца Константина выступил священник Игорь Иванов с докладом «Современность и византийская матрица», обозначив главную проблематику конференции в контексте базовых византийских установок: 1) правовое сознание (дисциплина социальной практики); 2) культурное сознание (дисциплина интеллектуальной практики); 3) церковное сознание (дисциплина церковной жизни) и 4) догматическое сознание (дисциплина соборного духовного разума). Насколько можно говорить о синтезе в Византии ортодоксии (правильная вера) и ортопраксии (правильные поступки)? И насколько современность разделяет эти идеалы и устремления? Как бы то ни было, церковная жизнь полна византинизмов, и без их внятного и осмысленного принятия, можно ли говорить о передаче традиции и перспективах самой церковности? Доклад отца Игоря сопровождался видео-презентацией, иллюстрирующей реконструкцию Юстинианы Примы — «идеального византийского города», построенного по заказу императора Юстиниана Великого в 530-х годах и разрушенного аварами в 615 году.
Пленарное заседание открыла профессор философии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове монахиня Тереза (Оболевич). Она представила доклад «Мирра Лот-Бородина как исследователь византийского богословия», в котором рассказала о биографии и трудах учёной, особое место в которых занимает её личная переписка с русскими богословами XX века.
Затем профессор Екатеринбургской духовной семинарии Д. И. Макаров прочитал доклад «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования». Он провёл подробный анализ учения византийского писателя.
После этого настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) представила сообщение «Византийское влияние в монастырском уставном творчестве XIX века», в котором изложила разбор древних литургических практик святителем Феофаном Затворником.
Преподаватель Академии, кандидат богословия протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка». Он представил подробную историческую справку о деятельности византийского иерарха.
После этого доктор исторических наук, профессор Духовной Академии М. В. Шкаровский в своём докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920–1930 гг.» рассказал об особенностях творчества русских писателей начала XX века.
Далее доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета О. Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России». Она рассказала о вкладе княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией.
После перерыва конференцию продолжил директор духовно-просветительского центра «Кириллица» (г. Самара), священник Максим Соколов. Он провёл практическое занятие «Влияние византийской эстетики на русский и европейский средневековый костюм. Взгляд современного реконструктора», во время которого показал элементы одежды и оружия византийских граждан.
Затем кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств В. Б. Казарина прочитала доклад «Современные реплики византийского шитья», в котором рассказала об истории применения византийской вышивки в церковной традиции Руси.
После этого кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии О. А. Джарман выступила с сообщением на тему «Ребенок в представлении византийской медицины», в котором привела толкование гуморальной теории византийский врачей, а также отметила основные моменты в уходе и лечении детей в древних медицинских учреждениях.
Преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии С. Ф. Тухленков представил доклад «Богослужебно-певческий канон и музыкальная культура». Он подчеркнул, что византийская традиция передала Русской Церкви опыт аскетически выверенного искусства.
Последним сообщение «Образы Византии в религиозно-философской мысли Русского зарубежья» прочитал доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат философских наук И. Б. Гаврилов. Он рассмотрел различные мнения русской философской эмиграции о Византии и её культурном наследии.
Конференция проходила в формате учёного чаепития. Слушатели могли задавать интересующие их вопросы, а также высказывать своё мнение по той или иной исторической проблеме.
Пресс-служба СПбДА