О том, с какой скоростью действует благодать и почему в заметке американского священника Стивена Фримана.
Для большинства благодать — это основанное на Законе Божием понятие, отражающее милость Господа при прощении грехов. Само по себе действие благодати мгновенно и завершенно. Она хорошо вписывается в систему представлений, связанных с замыслом спасения. В классическом понимании православной веры спасение действительно обладает качеством «внезапности»: разбойник обрел рай на кресте «в мгновение ока», как воспевается в гимнах Православной Церкви. Но для большинства людей спасение — это путь длиной в целую жизнь. И на этом пути мы должны со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп 2:12). Такой опыт, как и большая часть нашей жизни, несет на себе отпечаток неспешности.
Отрывок из книги «О молитве» архимандрита Софрония (Сахарова)Иногда кажется, что молитва слишком медлительна в принесении результатов, а жизнь так коротка. По натуре своей мы кричим: «Поспеши ко мне!» Но Он не всегда отвечает сразу. Словно плоды на древе, наши души оставлены под палящим солнцем — терпеть холодные ветра, погибать от жажды или тонуть в потоках дождя. Но если мы не отступимся от подолов Его одежд, все кончится хорошо.
Мы живем в культуре фастфуда и стремимся к тому, чтобы благодать выпускалась на конвейере с той же скоростью. В некоторых трактовках христианства благодать становится такой же «быстрой», как проход через боковой придел храма. Это, конечно же, сбивает с толку.
По моему опыту, благодать работает на том самом уровне, который и подходит всем людям, пусть и с некоторыми значительными исключениями (но и тогда им можно лишь поражаться). Младенцев не отлучают от груди примерно до двух с половиной лет, строго говоря (женщины, можете меня поправить). Требуется 9 месяцев, чтобы созрел плод, а переходный возраст обычно приходит не раньше 13 лет. Мы не становимся людьми мгновенно.
Благодать тоже не действует мгновенно (по крайней мере, так, чтобы ее можно было бы заметить на этом этапе). Нам следует знать, что в некоторых сферах требуются годы, чтобы стать человеком – включая сферы, связанные с Богом.
Меня успокаивает, что, в отличие от физиков, теологи не достигают высот в своих трудах вплоть до возраста, когда пора увольняться. Я в ожидании зрелости!
Но каждому из нас хорошо было бы снизить свои ожидания и увеличить усилия в молитве. Молись больше, но полагайся на Господа. Этот урок терпения — не то, что Бог посылает нам в качестве пытки, но нечто, чем Он возвращает нас на путь нашей собственной человечности. Терпение же должно иметь совершенное действие (Иак 1:4).
Фриман Стивен