Георгий Капсанис, проигумен монастыря Григориат. Евхаристическая жизнь в раю

Евхаристическая жизнь в раю

Евхаристическая жизнь [*]

Евхаристическая жизнь в раю

Всеблагой Бог сотворил человека из любви к нему и по собственной воле, дабы человек приобщился к Его Жизни. Бог наделил человека редкими дарами: разумом, свободной волей и силой любить, что составляет образ Божий в человеке. Господь даровал ему все это для того, чтобы человек смог общаться с Богом, любить Его, беседовать с Ним и предаваться Ему. Согласно первой главе книги Бытия, человек жил в раю счастливо, окруженный любовью Небесного Отца, каждый день посещавшего его. Человек беседовал с Богом и радовался рядом с Ним. В раю Всеблагой Бог поставил человека царем, дабы он пользовался всеми дарованными ему благами и, должным образом распоряжаясь ими, приносил их Богу с благодарностью. А благодарно приносить Богу посланные Им дары – значит быть иереем.

Евхаристическая жизнь в раюТаким образом, первый человек был царем и иереем. Он мог принимать вещи, других людей и себя самого как дары Божьи и, благодаря Бога, вновь приносить их Богу и Отцу как жертву. Первый человек жил так, что в центре его жизни находился Бог. Все вокруг он воспринимал как Божественный дар и все приносил Богу как принадлежащие лишь Ему дары. Иными словами, в раю совершался обмен дарами. Таковой была жизнь первых людей, пока с ними пребывала любовь Божья. Сама их жизнь стала благодарением, выражением признательности Небесному Отцу. Это была жизнь полная любви. Все, что делал человек, было выражением любви к Богу и ближнему. Таким образом, человек совершал Божественную литургию, райскую литургию, в которой ему сослужили святые ангелы, сотворенные прежде человека разумные создания Божьи, миссией которых стало непрестанное поклонение, благодарение и приношение своему Создателю.

Отпадение человека от евхаристической жизни. Разрушение отношений человека с Богом, ближним, самим собой и творением.

К сожалению, как всем нам известно, человек был прельщен диаволом. Он пожелал изменить план Создателя и поставить в центр мира себя вместо Бога, жить не евхаристически, но автономно и эгоистично, использовать дары Божьи, других людей и самого себя, не возвращая их Богу и не благодаря Его. И это греховное отношение к Богу первого человека привело к тому, что человек перестал жить в общении с Создателем. Отныне он лишился благословения видеть Небесного Отца, бежать Ему навстречу, беседовать и радоваться вместе с Ним.

После грехопадения Бог Отец посетил человека, однако тот не смог более находиться рядом с Богом. Он боялся, прятался. Эгоизм мешал ему почувствовать своего Небесного Отца так, как он чувствовал Его раньше.

Нечто подобное происходит и сегодня, когда дети, поддавшись своему эгоизму, восстают против своего доброго отца, после чего не могут подойти к нему так, как делали раньше. И когда любящий отец ищет встречи с ними, они уходят, поскольку больше не могут почувствовать и принять любовь отца и дарить ему свою любовь в ответ.

Если человек не ощущает в Боге своего Отца, он перестает ощущать в ближних своих братьев, не видя в других людях дары Божьи. Между ним и другим человеком появляется подозрительность и страх. Ближний становится объектом эксплуатации, источником наслаждения, врагом и противником. В жизнь нашу входят страсти, она перестает быть общением в любви, становясь проклятием.

Напомню вам слова известного философа Сартра: “Другой человек – угроза нашей свободе, наше проклятие”. К этому приводит эгоизм. Когда мы не можем разглядеть в ближнем образ Божий, нашего брата, мы начинаем видеть в нем угрозу, и в результате наши отношения, в самом деле, превращаются в проклятие.

Итак, человек утрачивает способность видеть в Боге своего Отца, в ближнем – брата, а в материальных благах – дары Божьи, которые он не может использовать должным образом. Отсюда берет начало злоупотребление человека природой. Природа отказывается подчиняться человеку, переставшему подчиняться Богу, и восстает против него. Стихии бушуют, звери становятся дикими, готовыми разорвать человека. Утрачивается равновесие и гармония, царившие в отношениях человека и природы до грехопадения.

Однако и человек теряет внутреннее спокойствие. Он не только разлучается с Богом, ближним и природой, но и раскалывается внутренне, словно страдая шизофренией. Он совершает то, что не желает и, более того, ненавидит. Следует двум законам – закону духа и закону плоти, которые сталкиваются внутри него. И этот внутренний раскол стал следствием нашего восстания против нашего Бога и Отца.

Когда человек стал жить не евхаристически, он утратил ось и центр мира – Бога. Когда ты прекращаешь жить с Богом и все связывать с Богом, мир, что естественно, утратит для тебя свой центр. Таким образом, вся жизнь реорганизуется. Человек совершает беспорядочные поступки. Мир раздробляется. Все в нем становится бессвязным. И в этом раздробленном мире раскалывается и человек, теряя внутреннее единство и покой.

То же самое происходит и с жизненными целями. Все они, изначально связанные с Богом, теперь утратили связь друг с другом. И не имея более центра и единства, они перестают составлять единую Литургию – приношение всего человеческого существа Богу.


[*] Запись беседы, проведенной в актовом зале святой митрополии Драмы 9 мая 1982 года высокопреосвященнейшим митрополитом Драмы, господином Дионисием.

Продолжение следует…

Пемптусия


Опубликовано 26.05.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter