Почему же этот процесс угасания происходит? Прежде всего — по нашему нерадению, в том числе потому, что мы просто-напросто не берем на себя труда узнать, как и отчего это горение возникает и почему заканчивается. То горение и та радость, которые мы переживаем вначале, — это дело не нашего труда, не нашего усердия, не нашего подвига, а исключительно дело благодати. Господь показывает нам, какой может быть жизнь с Ним. Вначале от человека, пришедшего к Богу, не требуется практически ничего, как от новорожденного младенца, но со временем Господь начинает спрашивать с него — чуть больше, еще больше и еще… Так происходит не потому, что Господь нам не хочет чего-то дать даром, а потому, что только то, ради чего мы потрудились, действительно становится нашим. Если благодать дается нам просто так, мы легко ее утрачиваем; если же мы трудимся ради стяжания благодати, то у нас появляется способность ее вмещать, усваивать — если можно так об этом сказать.Горение и радость, которые мы переживаем вначале, — это дело благодати
Однако есть один ключевой момент, и он заключается в том, что вся окружающая нас жизнь отнюдь не способствует тому, чтобы наш дух горел. Погружаясь в житейские дела, которые подобны морю, которых не избежать и все не переделать, мы, как правило, становимся холоднее, жестче. И это совершенно естественно: вот есть у человека определенная температура тела, погрузите его на длительное время в холодную воду — и он там окоченеет и в конце концов погибнет. То же самое происходит и с нашей душой. Когда мы находимся среди людей единомысленных, среди людей верующих, нам тепло и спокойно, но стоит нам столкнуться с обычной средой того мира, в котором мы живем, — мира, не помнящего о Боге, мира, подчас жестокого, — и наши ощущения меняются на противоположные; его дух извне постепенно начинает на нас воздействовать.Окружающая нас жизнь отнюдь не способствует тому, чтобы наш дух горел
Пострадавшие от переохлаждения
Что необходимо для того, чтобы душа не остывала? Думаю, тут стоит вернуться к аналогии с человеком в холодной воде. Что делают, чтобы привести в чувство пострадавшего, который подвергся переохлаждению? Во-первых, его приводят в помещение, и в этом помещении должно быть тепло, даже жарко. Ему дают горячее питье, усаживают поближе к источнику тепла. Зачастую ему еще предлагают раздеться и растирают всё тело — спиртом или просто руками. Вот примерно то же самое должны делать мы со своей собственной душой. Сами — никто за нас этого не сделает. За нас это может сделать только Господь, но, повторюсь, приходит пора, чтобы мы делали это сами, — иначе как нам вырасти, как не остаться бестолковыми, ни к чему не пригодными недорослями на всю жизнь? И потому мы должны свою душу и в тепло приводить, и растирать, и у огня сажать. Что под этим подразумевается? В принципе, вещи для христианина обычные. Прежде всего, ни в коем случае нельзя допускать такую мысль: раз уж я в таком замерзшем состоянии нахожусь, буду ли я что-то делать или не буду — ровным счетом ничего не изменится, поэтому буду просто выполнять некий внешний долг христианской жизни и авось как-нибудь проживу. Это то же самое, что, переохладившись и рискуя серьезно простудиться, оставаться, тем не менее, в том же состоянии и в тех же уличных условиях, которые нас к этому привели. Что можно назвать тем жарко натопленным помещением, где душа отогревается? Конечно же, храм, приходскую общину, где человек пребывает и молится среди единомышленников. Из этого следует закономерный вывод: нужно стараться бывать в храме как можно чаще. Очень мало кому рабочие и домашние обязанности позволяют быть на Литургии каждый день, но несколько раз в неделю зайти на утреннюю или вечернюю службу на 10–15 минут или на полчаса — вполне возможно для большинства людей, в том числе и работающих. Нет ничего страшного в том, чтобы прийти на богослужение не к началу или уйти до его конца, если единственная альтернатива этому — вообще не приходить. Самое главное — не забыть, ради чего мы пришли: для того, чтобы постараться унести с собой тот огонек, который в храме каждый раз в нашем сердце загорается.Мы знаем, что в нашей жизни должны быть обязательно две некие константы — утренние и вечерние молитвы. Стоит пропустить их хотя бы раз, и за ним следует другой, третий, начинаешь чувствовать омертвение душевное, а потом в какой-то момент забываешь, зачем нужно молиться в принципе. С этим люди приходят на исповедь постоянно, и это тоже с угасанием духа очень тесно связано. Когда мы молимся утром и вечером, то есть пребываем в состоянии пусть очень несовершенного, но богообщения, наша душа в это время живет, и это способствует тому, чтобы мы чаще вспоминали о Боге. А уже от этого можно стремиться к другому состоянию — к тому, чтобы о Боге помнить так или иначе всё время.Стоит пропустить молитвы хотя бы раз, и за ним следует другой, третий
Почему человеку помнить о Боге всё время оказывается трудно? Потому что он подвержен суете, потому что его постоянно что-то от этой памяти о Боге отвлекает. Но бывает тому и другая причина, гораздо более серьезная и на самом деле страшная. Иногда человек собирается совершить какое-то действие, вспоминает о Боге — и понимает, что стоит ему о Нем хоть немного подумать, и он уже этого делать не будет. Но такая страсть в этот момент человеком овладевает, что он эту память о Боге изгоняет вон, лишь бы ничто не мешало ему делать то, что он в данный момент хочет. Причем речь далеко не всегда идет о каком-то смертном грехе: бывает, что память о Боге изгоняется из сердца, чтобы просто пребывать в суетных размышлениях о чем-то, что и одной минуты размышлений едва ли стоит. И когда человек по малодушию уступает этому желанию не думать о Боге, его душа становится совершенно холодной. Самонадеянно было бы полагать, что мы, борясь с этим, сразу можем прийти к тому, чтобы жить в ощущении присутствия Божия, как это было у святых отцов,— но помнить о том, что Господь есть, что Он всё видит и всё знает о нас, что Он готов всегда прийти нам на помощь, каждому из нас под силу. И эту память нужно постоянно в себе возгревать. Для разных людей здесь подходят разные способы. Для кого-то это молитва Иисусова, для кого-то — приведение себе на память кратких отрывков из псалмов, для кого-то — иные молитвы, может быть даже своими словами составленные. Только очень важно, приобретя навык к такому повторению молитвословий, не повторять их машинально. Чтобы сохраниться от этого, важно на какие-то мгновения молитву оставлять и просто размышлять: вспоминать о том, что Господь присутствует здесь и судит помышления, стремления и желания нашего сердца.Когда человек по малодушию уступает желанию не думать о Боге, его душа становится холодной