Почему погибли продуктовые запасы Иерусалима
Когда римляне в 70-м году нашей эры осаждали Иерусалим, бедствия осажденных увеличивало то, что внутри города различные группы иудейских повстанцев выясняли отношения между собой. Так, большая часть продуктовых запасов погибла в ходе этих междоусобных столкновений. Кажется невероятным, что люди, окруженные неприятелем, с которым они могли сразиться, обращали оружие друг против друга, но, увы, это бывало и в других осажденных городах.Писание часто использует битву физическую как метафору для битвы духовной, и, похоже, на духовном уровне происходит нечто подобное. Одним христианам важнее сразиться с другими христианами, чем с безбожием.
Уважать ли Папу Римского
Да, мы унаследовали долгую историю разделений, на уврачевание которых сложно надеяться до возвращения нашего Господа. И можно сколько угодно обращать эти разделения в новые поводы для вражды, подогревать старые обиды и недоверие, вцепляться друг другу в бороды под заливистый смех безбожников и, вероятно, кого-то похуже. А есть и другой образ действий: стоя твёрдо на своём, в чем у нас нет согласия, соглашаться на том, где мы согласиться можем. И не соблазнять внешних нескромным шумом наших ссор. Как православный, я не могу признавать за Папой тот статус и те полномочия, которые ему предписывает католическое вероучение. Здесь у нас с католиками есть несомненные разногласия, которые нет смысла скрывать. Однако я могу признавать тот факт, что епископ Рима — признанный лидер крупнейшего на земле христианского сообщества. Я не могу признать его в качестве преемника святого апостола Петра (в большей степени, чем других епископов), но вполне могу оказать ему уважение как лидеру весьма большой группы христиан, исповедующих Иисуса Христа как Бога и Спасителя и держащихся — в условиях сильного давления — традиционных христианских взглядов на этику.Просто не в курсе
Недавно мне пришлось принять участие в изматывающей дискуссии об абортах и убедиться, что большая часть наших сограждан вообще не видит тут никакой нравственной проблемы. Одна женщина, позвонившая на радио, рассказала без малейшего видимого огорчения, как она по согласию с мужем сделала аборт, потому что на тот момент не было жилищных условий, а теперь у них жилищные условия улучшились, и всё в порядке. А вот если бы ребенку дали родиться, они так бы и мыкались до сих пор по съемным квартирам. Но благодаря вовремя сделанному (за счет государства) аборту жизнь у них с мужем наладилась… Когда мы приходим в Церковь, тем более, когда мы в ней давно, легко ограничить круг общения своими единоверцами и обсуждать проблемы нашего сообщества, забывая о том, что круг этот довольно узкий. И за пределами этого круга отнюдь не латинские еретики с баптистами, а люди, которым в голову не приходит, что в такой обычной практике, как аборт, есть что-то неправильное. Люди, которые вообще крайне смутно представляют себе, Кто такой Христос, и что есть путь спасения. Они даже не полные безбожники, просто не в курсе. На этом фоне борьба с инославной экспансией выглядит несколько трагикомично. Ведь правда, если наши русские абортмахеры совратятся как-нибудь в латинскую ересь, это да, будет ужасная духовная катастрофа, которая вот прям нависла и на предотвращение которой надо всем ревностно бросаться…Старая добрая ксенофобия
В такой ситуации расточать время и силы на борьбу с папизмом, а равно с баптизмом, значит заниматься чем-то в высшей степени не тем. Гораздо уместнее направить все силы на глубокое уразумение Благой Вести, как её понимает и проповедует Православная Церковь, и употребить время, проводимое в сети, на свидетельство неверующим. Это, несомненно, требует гораздо больших усилий — и интеллектуальных, и нравственных, чем старая добрая ксенофобия, которую так уютно можно выдавать за ревность о правой вере. Но это ровно то, что нам велено делать. Более того, мы живем в эпоху повсеместного сворачивания религиозной свободы. И в России, где мы живем, и в США — наиболее богатой и влиятельной стране мира — свобода вероисповедания находится под угрозой. По совершенно разным причинам.Абсолютному большинству людей вокруг нас совершенно не грозит совратиться с пути спасения: то, где они сейчас, — увы! — гораздо больше похоже на путь погибели.
Заграница баптистам не поможет
В России религиозные меньшинства (прежде всего протестанты) воспринимаются как агенты заграницы и закваска возможного майдана. Этот взгляд абсолютно ошибочен. При Джордже Буше — в геологическую эпоху назад — американский империализм действительно был в хороших отношениях с «религиозными правыми», и в протестантах еще можно было усматривать агентов влияния американских властей. Но будущий президент США Хиллари Клинтон — такая же протестантка, как я — коммунист. В американской политической элите победили (и, похоже, надолго) вполне антихристианские силы, выступающие по всем пунктам против христианского влияния в обществе: за максимально широкий доступ к абортам, за сворачивание религиозной свободы под лозунгом борьбы с дискриминацией геев, трансгендеров и под каким они придумают еще предлогом. Американские христиане, которые будут (видимо, тщетно) голосовать за Трампа, объясняют свое решение не тем, что Трамп благочестив. (Напротив, всем очевидно, что он человек грубый и развратный). Но он, по крайней мере, религиозно индифферентен, в то время как Хиллари — активная и воинствующая антихристианка.Что ещё можно делать в океане безбожия
Видеть в протестантах агентов влияния этого американского руководства было бы недоразумением: идеология власти не вызывает у консервативных протестантов ничего, кроме отвращения.Наша миссия — проповедь слова Божия в восстающем против Бога мире. И нам просто некогда, неуместно и невозможно восставать друг на друга. Православие и мирУ нас нет проблемы «католической» или «баптистской» экспансии. Мы живем в океане безбожия — и нашего, внутреннего, унаследованного еще от советской власти, и того, которое будет продавливаться снаружи отлично подготовленными и отлично профинансированными людьми (и уж точно не протестантами).