Молящиеся склоняют головы перед мерно возникающими из кадила облачками смолистого тлеющего ладана. Одна из взрослых женщин то и дело приподнимает очки, чтобы промокнуть платком слезы. Вполне возможно, что она лично знала кого-то из погибших или не раз соприкасалась с их творчеством – тем добром, источником которого были погибшие люди.
В православном заупокойном богослужении есть одна черта: оно никогда не бывает надрывным. В храмах нередко можно услышать торжественное хоровое пение, от которого сотрясаются сами стены, но заупокойное богослужение пытается в это короткое время воплотить на земле то, о чем ради почивших священники и миряне просят сейчас Бога – покой.
После произнесения слова архиепископ Амвросий совершил панихиду, за которой ему сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Эндрю Рики Лим, клирик Антиохийской Православной Церкви; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Феодосий (Желновачев), Кирилл (Порубаев), Лука (Пронских); священник Иоанн Никитин; иеромонахи Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); иеромонах Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Антоний Копаев, Алексей Игнатьев, Максим Кудрявцев, Александр Магдеев и Николай Антипенко.
Панихида успокаивает. Но такое успокоение — не главное, что несет это христианское богослужение. Понятные и естественные слова скорби и просьб все же имеют разрешение в самом конце службы, когда предстоятель, взойдя с кадилом на амвон утверждает: «Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…». Все мы содержимы руками Воскресшего и удел всех нас – воскресение. Пасхальная радость – вот что становится итогом заупокойного богослужения.
После панихиды в домовом Успенском храме была отслужена заупокойная Божественная литургия.
Пресс-служба СПбДА