Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в храме апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке поселка Парголово.

Перед началом Литургии настоятель храма игумен Силуан (Туманов) совершил полиелейную утреню.

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

За Божественной литургией Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: игумен Силуан (Туманов); протоиерей Александр Прокофьев, настоятель храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в пос. Сосново;  протоиерей Николай Брындин, настоятель Спасо-Преображенского собора Петербурга; протоиерей Андрей Кудряшов, настоятель храма свт. Иоасафа Белгородского в пос. Парголово; священник Илия Макаров, заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; священник Глеб Санюк, клирик академического храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова; клирики храма апостолов Петра и Павла, протодиакон Константин Маркович.

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

Пел хор под управлением Н.М. Обольской.

После сугубой ектении архиепископ Амвросий прочел молитву о мире в Донецкой и Луганской земле.

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

На пении «Буди имя Господне…» было совершено славление преподобному Силуану Афонскому, протодиакон возгласил многолетие настоятелю храма, отмечающему день тезоименитства.

По окончании Божественной литургии архиепископ Амвросий обратился к молящимся со словом, поздравил с праздником преподобного Силуана Афонского и  передал благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

«Преподобный Силуан обозначил своим житием путь всякого христианина, в особенности того, кто пошел по монашескому пути. Перечитывая его жизнеописание, вновь и вновь удивляешься с одной стороны — милости Божией и любви к падшему человеку, а с другой – тому, как сильно похожи жизненные пути людей, решивших пойти за Христом.

Если внимательно прочитать жизнеописание этого святого, удивительно понятно, доступно и современно составленное его ближайшим другом и учеником архимандритом Софронием (Сахаровым), в нем можно увидеть отражение своей судьбы, своих неудач и падений, но, главное — свои переживания близости Бога, участие Его в жизни невидимым, но абсолютно реальным действием Святого Духа.

Святой – это не безгрешный человек. Он также обуревается многими немощами, имеет свои недостатки, падает, однако же любит Бога, и эта любовь преодолевает все преграды, помогает вставать с колен из самой грязи и идти дальше за Христом, ради Которого можно оставить все, идти, не оборачиваясь.

И жизнь до Афона, и жизнь на Афоне для преподобного Силуана была исполнена очень многих борений и скорбей, однако его постоянное желание узнать Бога находило отклик на Небе. Несмотря ни на какие ошибки прежней жизни, ослабление в вере и обращенные в отчаянии ко Христу слова:  “Ты неумолим” , Господь явился этому человеку, явился так необъяснимо, но в тоже время реально, что, по словам святого, если бы еще несколько минут продлилось это видение, он бы не смог выдержать присутствия Бога и лишился бы жизни. Это ощущение присутствия Бога в жизни, неоднократно являемого и до чудесного видения, на этот раз вспыхнуло в сердце таким ярким светом, что навсегда осталось там, и уже ничего не было страшно, нетрудно было преодолевать бессонные ночи, выдерживать незримые или же видимые борения с силами зла».

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

Особо обращаясь к игумену Силуану (Туманову), архиепископ Амвросий поздравил его с днем тезоименитства и назначением на должность настоятеля Петропавловского храма в Парголово.

«Я хотел бы пожелать самого главного – чтобы та тоска по Богу, которая была у Вашего небесного покровителя, помогла преодолевать все треволнения, сомнения, отчаяние, печаль и неудачи, которые обязательно встречаются на пути жизни каждого из нас, но которые особенно чутко и болезненно ощущаются монашеским сердцем. Пусть эта светлая тоска по Богу как можно больше обращается той радостью, которой Небо будет отвечать на ваши молитвы»

– пожелал имениннику архипастырь, подарив ему священническое облачение.

В заключение архиепископ Амвросий напомнил присутствующим о предстоящих торжествах в честь памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Приморской пустыни, которые пройдут 7-8 октября, и пригласил всех принять в них участие.

***

Историческая справка

Шуваловский парк, задуманный императрицей Елизаветой Петровной как Парголовский сад с загородными дворцами, сейчас – одно из любимых мест отдыха горожан. Живописные пруды, дорожки, приводящие то в тенистый сумрак аллей, то на лужайку перед холмом или прудом. Сюда влекло И.И. Шишкина,  здесь находили вдохновение величайшие поэты, композиторы, писатели. А.С. Пушкин, И.С. Тургенев,  Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский,  И.Е. Репин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.И. Шаляпин, А.А. Блок, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков – вот далеко не полный перечень творцов, получавших здесь отдых от городской суеты.

Земли Парголовской мызы, принадлежавшие в XIV-XV вв. Ореховским монастырям (г. Орешек) Карбосельского погоста Ладожского уезда, захваченные шведами в 1617 и освобожденные Петром I в ходе Северной войны в 1721 году, по Ништадтскому миру возвращенные России, подарены были Петром I своей дочери Елизавете. А она, в свою очередь, подарила их в 1746 году Петру Ивановичу Шувалову за содействие в возведении ее на престол. Переходящая по наследству Парголовская мыза долгое время была в запустении. Сын графа – Андрей Петрович, внук – Павел Андреевич, мало уделяли ей внимания.

В 1826 году вдова графа  Павла Андреевича, Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) выходит замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Александра I. Полье решил привести мызу и парк в порядок. Силами крепостных крестьян были вырыты пруды, земля из которых шла на наращивание холмов, были разбиты дорожки и цветники; мостики и беседки украсили облик парка.

Созданный графом А.А. Полье парк поддерживался и был открыт для посещения. С западной стороны парка расположено Второ-Парголовское озеро. На берегу около аллеи, идущей по берегу озера, находились летний театр и общественная купальня с лодками, отдававшимися на прокат. Рядом стоит холм – Адольфова гора, напротив которого на озере в сорока метрах от берега располагается небольшой круглый остров. В конце прошлого века по его периметру росли липы, толщина некоторых доходила до двух обхватов. В  середине острова – беседка. Остров через деревянный мостик соединялся с подножием горы. Дважды за лето с благотворительной целью местным добровольным пожарным обществом на этой аллее устраивались праздничные гуляния, заканчивавшиеся спектаклем в театре. Недалеко помещался теннисный клуб «Парголовский кружок любителей лаун-тенниса», имевший 21 корт – в то время самое крупное спортивное объединение этого вида физкультуры.

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

После смерти графа А.А. Полье в 1830 году Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника К.П. Брюллова) с просьбой соорудить недалеко от пруда в горе склеп для упокоения праха усопшего супруга. Молодой архитектор, изучавший  классическую архитектуру и путешествующий по странам Европы после окончания Академии художеств в Петербурге (1810-1821 гг.), построил склеп в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.

Склеп Адольфа Полье

Склеп Адольфа Полье

В том же году, несмотря на тяжелое финансовое положение, вдова обращается с просьбой к Духовной Консистории на разрешение строительства в имении каменной церкви над склепом. По представленному проекту того же архитектора необычный для Православной Церкви неоготический стиль храма был разрешен Консисторией с оговоркой, чтобы склеп с прахом графа Полье, не принадлежащего к Православной Церкви (он был кальвинистом по вероисповеданию) «был непременно вне ограды церковной».

По первоначальному замыслу предполагалось эту церковь посвятить святой великомученице Екатерине. Это отразилось в названиях проектных чертежей А.П. Брюллова. Однако, уже в начале 1831 года окончательно решено было освятить церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Вероятно, это было предложено потому, что один из сыновей Варвары Петровны и один из совладельцев парголовского имения носил имя Петра Павловича. Таким образом, церковь посвящалась сразу двум его покровителям. С тех пор название «Церковь св. Екатерины» уже не употреблялось. Место для церкви было выбрано, следуя традициям русского храмоздательства. А.П. Брюллов поставил церковь на возвышенность, чтобы она являлась архитектурной доминантой тихого уголка парголовского парка.

Летом 1831 году состоялась закладка церкви. Ее строительство продолжалось долго – свыше 10 лет. Объяснить это можно материальным положением владельцев усадьбы. Из-за огромных долгов графини (послуживших причиной установления попечительства над имением) на строительство церкви отпускалось очень мало средств. Остается неизвестным, почему построенная к 1841 году церковь оставалась не освященной до 1846 года. Вероятнее всего, в третий раз овдовевшая к тому времени княгиня Варвара Петровна Бутеро-Родали уехала за границу для приведения в порядок своего здоровья. Во всяком случае, только 5 лет спустя, она  смогла обратиться к Епархиальным властям с просьбой освятить церковь.

Ее изящное здание готического стиля со стрельчатыми окнами венчалось чеканным,  ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Этот шпиль напоминал классические завершения готических соборов Германии, Франции возвышаясь над зданием на 28 метров, он был виден с дороги Петербурга – Осиновая роща. Церковь была облицована пудостским известняком. Резной, ажурный ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле.

Архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Парголово

Интерьер Храма Петра и Павла

Аллея от деревни Старожиловка к церкви была прозвана «Адольфовой аллеей». Сумрачная тенистая еловая аллея, обсаженная березами, упиралась в склеп.

Фасад склепа, встроенного в холм, облицован полированным красным финским гранитом и украшен литым чугунным кружевом. В склеп вели двустворчатые двери: первая – решетчатая, железная, а за ней – массивная дубовая с бронзовыми ручками. Над дверями помещался бронзовый вызолоченный герб графов Шуваловых. Внутри, у задней стены склепа стоял постамент из черного с желтыми прожилками мрамора, на котором находилась в натуральную величину мраморная статуя женщины в тунике с распущенными по плечам волосами, сидящая на коленях. Руки ее были простерты к раскрытой могиле в полу склепа. Участок перед склепом засажен серебристыми елями и обнесен железной оградой.

Церковный приход составляли жители ближайших селений – слобод Суздальской, Малой Вологодской, Вологодской, деревень Старожиловка и Заманиловка. Здесь на дачах проживали известные критик и искусствовед В.В. Стасов, критик и историк литературы профессор Петербургского Университета С.А. Венгеров, писатель Альбов, академик скульптор Р.Р. Бах. Подолгу гостил у Стасова художник И.Е. Репин. И.С. Тургенев, проживавший летом 1840 году на даче, почти ежедневно видевшийся со своим  другом В.Г. Белинским, снимавшим дачу в парке Лесного института, был частым посетителем парка.

30 июня 1872 году в  Петропавловской церкви в Парголово состоялось венчание Н.А. Римского-Корсакова с Н.Н. Пургольд. Шафером на свадьбе был другой великий композитор – М.П. Мусоргский.

До 1917 году церковь была семейной церковью – памятником и хорошо сохранилась. После 1917 года имение Шуваловых много раз меняло своих владельцев: интернат школы, дом отдыха с 1926 по 1935 год, Ленинградский военный округ (1935-1948гг.), Министерство автотранспортной промышленности.

Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушали. Гранитные плиты с мостика на Адольфовой аллее сняты. Гриб-беседка сгнила ещё в 1930 году. Чугунный крест на вершине склепа сломан «герб Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 года» обеих дверей нет. Склеп был обращен в сарай для сена. На территории склепа выстроен стандартный домик-свинарник. Решетка вокруг склеп снята. На колокольне церкви ажурная чугунная вышка уничтожена в 1935 году.

Во время работ по реконструкции в 1930-х годах был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры двух апостолов. Тогда же оконные переплеты готического рисунка были заменены обычными переплетами и устроено  междуэтажное перекрытие. Около 1935 года помещение церкви было приспособлено под физико-терапевтический кабинет центрального санатория ДККА.

Война 1941-1945 годов пощадила это здание. С 1948 года Шуваловская усадьба передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В.П. Вологдина.

В 1954-1957 годах были произведены работы по реставрации интерьера: снято междуэтажное перекрытие и восстановлены переплеты готического рисунка. Однако второй ярус колокольни и металлический шпиль еще не восстановлены.

В 1977 году владельцы освободили здание церкви для проведения реставрационных работ. Но, перегруженное работой на больших объектах (Петергофский, Царскосельский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли) СНПО «Реставратор» не могло приступить к реставрации церкви ни в 1977 году, ни в последующие.

В результате снятия охраны, отключения отопления, последующих пожаров, разрушения кровли и водостоков, наполнения подвалов водой, здание храма начало разрушаться. Так, архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга – памятник Федерального значения, превратился в руины.

К середине 80-х годов новые исторические и экономические условия в стране создали предпосылки для возрождения многих разрушенных памятников русского зодчества. Развитие кооперативного сектора стало альтернативой монополии СНПО «Реставратор». Руководство НИИ ТВЧ получило возможность поручить свой «невыгодный» объект заинтересованным кооперативным объединениям для проведения реставрационных работ.

Интенсивным импульсом к возрождению церкви Петра и Павла послужил следующий случай. К заместителю главного инженера объединения ВНИИ ТВЧ т. Кучеровскому Владимиру Станиславовичу обратилась преподаватель ЛЭТИ Николаева Галина Александровна и попросила возродить бывшую церковь Петра и Павла в знак памяти о ее сыне и многих других сыновьях, погибших в Афганистане. Материнское горе стало таким мощным толчком, что  НИИ ТВЧ активно занялся вопросами реставрации. А на судьбу этой мемориальной церкви второй раз оказала созидательное влияние побеждающая все преграды неизбывная женская скорбь.

И лишь в 1991 году, когда здание церкви с затопленными подвалами, перенесшее не один пожар, с утраченным убранством лепниной сводов, разрушающейся кирпичной кладкой свода и стен было передано Приходу Православной Церкви, и в нем возобновились богослужения, началось и возрождение храма как памятника архитектуры.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 24.09.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter