14 февраля 2016 года за богослужением Недели 37-й по Пятидесятнице, которое совершил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, была вознесена молитва об упокоении А.С. Пушкина. Именно в храме на Конюшенной в 1837 году церковной молитвой православная Россия проводила великого поэта в последний путь.
«Из окна уже веет весенний ветер, а Неделя о Закхее настраивает нас на звучание дней, которые предвосхищают дорогу святой Четыредесятницы – путь освобождения от тяжести греха и страсти, а значит – тропу радости и легкости, ведущую к подлинной свободе. Сегодня звучало замечательное Евангелие, повествующее о том, как удивительно Бог может изменить человека. Об этом изменении, то есть покаянии, будут говорить и подготовительные недели, и первая седмица Великого Поста, и всю Четыредесятницу мы будем учиться тому, как мы можем изменяться для Бога, и восхищаться тем, как Он входит в жизнь человека и полностью переворачивает ее, возводя от смерти к жизни, спасает погибших. “Во время оно вниде Иисус во Иерихон” (Лк 19:1). Сразу перед глазами возникает картина этого богатого и очень значимого города времен Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он располагался в долине реки Иордан. Жители этого города контролировали дорогу в Иерусалим и переправу через Иордан. Город был окружен плантациями пальм, его окружала восхитительная роща, в которой росли благоуханные деревья, из которых делали бальзам, а чуть дальше располагались огромные розовые плантации. Когда Иудея подпала под власть римлян, то последние сразу поняли, что этот город может приносить большой доход. Римляне стали поставлять из него финики и бальзамы, а город, в свою очередь, также приобрел возможность еще больше обогащаться. Стала совершенствоваться налоговая система. И, конечно же, среди жителей города нашлись те, кто перешел на службу к новой власти, власти оккупантов. Среди таких презираемых и ненавидимых в своем народе людей был внешне неказистый, маленький ростом человек Закхей. Он пользовался возможностью, открывшейся перед его родным городом, ради собственного обогащения. Жестко и бесцеремонно он собирал налоги для римлян, не забывая и о собственном кармане. Его – богатого, злобного и низкорослого – ненавидели, но даже не потому, что он служил оккупантам, а потому что он самоутверждался, унижая других, будучи полон недостатков и комплексов. Закхей богат, у него — прекрасные административные возможности, но он совершенно одинок. И даже то богатство, что он собрал за это время, не радовало его. Одиночество терзало его. Но он, как и другие жители этого города, слышал о Человеке, Который творит чудеса, проявляет любовь к людям, обделенным ею, относится к подобным Закхею таким образом, как не могут другие люди. И мытарь исполнился надеждой, услышав, что в город входит Господь Иисус Христос, и вместе с другими своими соплеменниками вышел навстречу. Жители Иерихона тоже ожидали Иисуса Христа, слава о чудесах Которого распространилась по всей земле. Закхей не побоялся выйти на встречу с Господом вместе с толпой, где его, как предателя, могли и избить, и унизить. В ожидании Того, Кто может простить, помиловать и явить любовь, Кто может стать другом, Закхей пошел на эти риски. Он влез на ветвистое дерево – смоковницу – ветви которой часто укрывали путников от жары при дороге, и стал терпеливо ожидать Того, о Котором так много говорили в его народе. «Закхей, постарайся слезть с этого дерева, потому что Мне сегодня надлежит быть в твоем доме» (Лк 19:5), – заметив его, сказал Божественный Учитель. Колоссальная перемена случилась с Закхеем. Мы знаем, чем заканчивается это евангельское чтение: «Если я кого чем-то обидел, я возвращу вчетверо, Господи» (Лк 19:8). Закхей изменяется в любви Господа настолько, что он совершает намного больше, чем предполагает Иудейский закон, требующий возместить за украденное сумму, эквивалентную стоимости украденного. Лишь если человек напал с разбоем, искалечил кого-то или убил, то только тогда нужно было отдавать вчетверо больше. Закхей жестко, коварно собирал налоги, но никого не избивал, не чинил разбой, однако сам решил отдать людям в четыре раза больше того, что присвоил себе, вчетверо воздать тем, кого прежде обидел и кого низвел в пропасть нищеты. «Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшия» (Лк 19:10), – говорится в сегодняшнем Евангелии. Погибшее в нашем понимании очень часто понимается как что-то, что уже не подлежит никакому возвращению. Что-то, что уже умерло и не подлежит исцелению или воскрешению. Однако в свете любви Христовой, в свете Нового Завета, это слово приобретает совершенно иное значение. Погибший – значит тот, который просто находится не на своем месте, потерял свое место в жизни, ошибся. Это значит тот, кто может обрести это место, обрести рядом с Богом. И такого погибшего, Закхея, Господь ставит на его место в жизни, а значит – спасает. Нам же дает надежду на то, что и мы из чувствующих себя погибающими можем снова вернуться на свой путь и стать спасенными. Сегодня за богослужением мы поминали также нашего русского гения – Александра Сергеевича Пушкина, день кончины которого был на ушедшей седмице – 10 февраля. Для тех, кто прибыл сегодня в храм, это поминовение вызывало особые чувства, потому что именно здесь, под сводами этого дома Божия, совершалось отпевание Александра Сергеевича. Отпевание, которому предшествовало удивительное изменение погибающего человека. Когда литературные критики или историки рассуждают и спорят об этой уникальной личности, мы нередко слышим о неприятных сторонах его жизни, порой в качестве доказательства того, что он якобы был богоборцем, используются его произведения, написанные в раннем возрасте. Однако все измеряется итогом жизни человека. Итог жизни Александра Сергеевича был поразительным. Он поразил даже человека, который видел многое, многих исповедовал. Выйдя из комнаты, где долгое время общался с умирающим Пушкиным, он со слезами на глазах воскликнул: “Я был бы счастлив окончить также жизненный путь и также покаяться, как покаялся этот человек”. Эти слова и сегодня звучат намного красноречивее многих слов и жарких споров, которые продолжают сопутствовать имени великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина».
Храм Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади
В 1736-37 годах по указу Императрицы Анны Иоанновны была построена и освящена деревянная церковь для служащих конюшенного ведомства. В 1746-47 годах на ее месте повелением Императрицы Елизаветы Петровны был сооружен каменный храм. В 1822 году здание было перестроено по плану архитектора В.П. Стасова. В феврале 1837 года в этом храме отпевали Александра Сергеевича Пушкина. В 1923 году распоряжением Петросовета храм был закрыт, а его настоятель священник Федор Знаменский арестован. В 1923-90 годах располагались клуб конного отряда ГПУ, затем 28-е отделение милиции и НИИ Гидропроект.12 июля 1991 года храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Пресс-служба СПбДА