Богослужения Крещенского сочельника прошли в храмах Духовной академии

Навечерие Богоявления

18 января 2015 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице и Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), в домовых храмах совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста и вечерня с чином великого освящения воды. Богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Тимофей (Цисмалидис); иеромонах Марк (Святогоров); иеромонах Геннадий (Поляков); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлев и диакон Герман Ранне.

Навечерие Богоявления

Пели мужской хор Духовной академии под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина и женский хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились преподаватели, сотрудники и студенты всех отделений академии, прихожане академического храма.

По запричастном стихе проповедь произнес магистрант I курса чтец Антоний Давиденко.

Навечерие Богоявления

По окончании Божественной литургии была совершена вечерня праздника Богоявления с чтением паремий, после которой с пением тропарей «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» духовенство и молящиеся спустились в вестибюль академии, где архиепископ Амвросий совершил чин великого освящения воды.

Навечерие Богоявления

После освящения владыка окропил молящихся, нижний этаж академии и учебные аудитории магистратуры святой водой.

По традиции праздничная вечерня окончилось торжественным славлением на средине храма, после чего архиепископ Амвросий, поздравив участников богослужения с воскресным днем и наступающим праздником, обратился с архипастырским словом:

«Сегодня мы призвали Святого Духа и освятили воду в воспоминание входа в иорданские воды Христа Спасителя и в образе голубя — схождения Духа Святого. Господь сошел в эти воды для того, чтобы взять на себя грехи людей, омытые здесь до Его пришествия, грехи, которые будут омыты после, грехи, которые и ныне крещаемые омывают в водах святой купели. Он продолжает брать на себя грехи, какими бы тяжелыми они не были.. Христос предвечно родился от Отца. Действием Духа Святого Он воплотился от Приснодевы, придя на землю, «зрак раба приим, в подобии человеческом быв». Но есть  и еще рождение: то, которое происходит в сердцах людей – рождение от воды и Духа. Каждый из нас способен совершить это рождение, которое наподобие рождения плотского проходит в муках, в болезнях, в печалях и тяготах, переживаниях, однако в конечном итоге приносит непередаваемое человеческим языком счастье и спокойствие от единства с Богом. Это то самое рождение, которое пережил святой апостол Павел, говоривший о том, что уже «не я живу, но живет во мне Христос». В одном из своих посланий он обращается к ученикам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19).  Воля, мысли, сердце – все в апостоле Павле занимал Христос. Он родил Его для тех, кому он Его проповедовал, такое же рождение должно произойти в жизни каждого человека, в жизни каждого христианина. Часто бывает так, что значительное место в нашем сердце занимают различные идолы, а Христос уходит на последний план. Как часто мы изгоняем Его, того самого Путника, Который предстает перед нами в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, Который ходит от двери к двери и стучит, ожидая того, кто откроет, кто услышит зов… Кто отверзает затворенную дверь, к тому Он входит, с тем вечеряет, и этот человек вечеряет с Ним.  Христос каждый раз стучит в двери нашего сердца, предлагает нам живительные лекарства – Евхаристическую Трапезу. Однако, как часто мы не открываем, не замечаем, не слышим этого стука, не хотим принять в свое сердце стучащегося к нам Христа. А ведь самые убогие ясли Он может сделать великолепным дворцом, хлеб Он превращает в роскошную трапезу, предлагаемую всякий раз за Божественной литургией. «Приимите – ядите, сие есть тело мое… Пийти от нея вси, сия есть кровь моя нового завета, яже за вы и за многия изливается во оставление грехов». Будем благодарить Господа, Который пришел в этот мир для того, чтобы взять на себя наши грехи – образ взятия мы сегодня вместе с вами созерцаем. Будем благодарить Его за то, что Он посылает нам Духа Святого. Ибо если не снисхождение Святого Духа, Которого мы всякий раз призываем, то никакие внешние наши усилия, никакая человеческая воля, никакие наши самые благовидные поступки и добрые дела не способны сделать ничего, что смогло бы переродить нас, преобразить, устроить сердце приятелищем Христа Спасителя. Вера, надежда, любовь – это те двери, которые привлекают к нам Духа, но самое главное – таинства, в которых Господь Сам приходит к нам, предлагает Себя в пищу, вечеряет с нами, и мы с Ним».
Владыка приветствовал студентов, поздравив с возвращением в родные стены и началом учебы:
«Еще и еще раз сердечно поздравляю вас с праздником Крещения Господня, приветствую приехавших с каникул. Впереди -еще один день богослужений, и затем вы приступите ко второму учебному семестру. Время бежит неумолимо быстро – очень быстро прошло первое полугодие, в вашей жизни и становлении произошли многие добрые изменения, но какие-то результаты были не очень хорошие. Я желаю наверстать упущенное, исправить ошибки, собраться с силами, духом, мыслью для того, чтобы осуществить свое главное послушание во втором полугодии намного лучше, нежели это было в предыдущие месяцы». 

Архиепископ Амвросий особо приветствовал иеромонаха Марка (Святогорова), назначенного на должность старшего помощника проректора по воспитательной работе Санкт-Петербургской православной духовной академии. Владыка ректор рассказал, что вместе с иеромонахом Марком он начинал свое служение в Кемеровской епархии и выразил надежду, что доброжелательные и конструктивные отношения между студентами и администрацией Духовной академии будут продолжены.

Также со словами приветствия владыка обратился к архимандриту Тимофею (Цисмалидису) – клирику Элладской Православной Церкви и студенту ФИС Духовной академии, напомнив, что 11 января 2015 года митрополитом Флоринским, Преспийским и Эордейским Феоклитом архидиакон Тимофей был рукоположен в сан пресвитера. Архиепископ Амвросий поздравил новорукоположенного с хиротонией и подарил ему наперсный крест с украшениями.

Навечерие Богоявления

В храме Двенадцати апостолов богослужения совершил священник Андрей Парафенюк в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Сергия (Шардакова), диакона Александра Дорохова, иеродиакона Владимира (Палибрка), диакона Адама Бокарева и иеродиакона Алексия (Дурнева).

Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).

Навечерие Богоявления

По обычаю, после трапезы святой водой были окроплены комнаты общежитий, учебные аудитории, и различные хозяйственные помещения Духовной академии.

«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан,

и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещение принимающего».

(Тропарь на чине великого освящения воды)

Пением этого тропаря начинается чин великого освящения воды, совершаемый в день предпразднества Богоявления в память о чуде совершенном Христом Спасителем в самом начале Его земной проповеди. Воплотившийся Бог сошел в Иорданские воды, освящая присутствием своего Божества, непостижимым образом, неслитно и нераздельно, соединившегося с человеческим естеством, ту материю, ту стихию, которую по праву можно назвать символом всего тварного бытия. Водой названа в Священном Писании первоматерия, из которой затем Всемогущий Бог воззвал к бытию наш мир. «Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды».

Преступлением человека – венца творения, на которого была возложена ответственность за вселенную, в естество материальной природы вошло разрушение, тление и смерть. Но не желая окончательной гибели своего творения Сын Божий сошел на землю, чтобы призвать род человеческий из глубины падения. И в самом начале искупительного подвига земной жизни Христос приходит на Иордан, принимая «рабское крещение» от рук Предтечи, не только свидетельствуя о том, что Он есть истинный Сын Божий пришедший спасти человека, но и освящая водное естество, ту стихию, без которой немыслимо существование живых существ. восстанавливая ее в первозданную чистоту.

И сегодня, спустя тысячелетия, это чудо приобщиться к материи, оживотворенной и освященной Духом Святым, доступно и нам. В день Крещенского сочельника, как и некогда на Иорданской реке, воды освящаются для того, чтобы стать «защитой от всякого коварства видимых и невидимых врагов, целительной для души и тела». Однако Крещенская вода не магическое средство, не чудесная панацея от недугов, но милость Божия к нашей немощи, помогающая нам в том случае, если мы помним об истинной цели нашей жизни и стремимся к соединению с Богом. Поэтому не стоит забывать, что употребление освященной воды не может заменить для человека Таинство Евхаристии, ту благодать, которую мы получаем от приобщения самой Плоти и Крови Божественного Спасителя. Поэтому истинно верующий христианин не должен ставить различные обычаи и традиции, в частности купание в проруби с освященной водой, выше Таинств Святой Церкви и пренебрегать Ими.

Здесь же стоит упомянуть и о распространенном заблуждении делать различие между святой водой, освящаемой в Крещенский сочельник, и той, которая освящается в сам день праздника Крещения. Так называемая «Богоявленская» и «Крещенская» вода суть одно и то же, чин великого освящения совершенно одинаков как накануне Богоявления, так и в сам день праздника.

Сегодня вечером в 18:00 в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий совершит всенощное бдение (великое повечерие и утреню) праздника Богоявления, завтра – Божественную литургию Василия Великого.

После Литургии также будет совершен чин великого освящения воды. Раздача святой воды – с 12:00.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 18.01.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter