Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

В этом году, когда Россия отмечает тысячелетие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, тысяча лет исполняется и с трагической гибели его любимых сыновей – князей Бориса и Глеба, ставших первыми прославленными русскими святыми. Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

18 сентября 2015 года, в день памяти благоверного князя-страстотерпца Глеба, в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Петергофский Амвросий совершил торжественный молебен святым братьям Борису и Глебу, в крещении Роману и Давиду.

Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; протоиерей Константин Костромин, преподаватель Духовной Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета Духовной Академии; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев) и священник Филипп Порубаев; диаконы Герман Ранне, Сергий Муравьев и Алексей Артюхов.

Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

Перед началом молебного пения протоиерей Константин Костромин, специалист по древнерусской истории, произнес проповедь, посвященную памяти святых братьев.

«Сегодня мы вспоминаем начало русского христианства – святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, не только приобретшими славу у людей, но по всей вероятности и первыми русскими святыми, которые получили святость у Господа. С ними связано чрезвычайно много, и первое, что стоит вспомнить – это то, что предшественники из княжеской фамилии Бориса и Глеба почитали две родины: для них родиной была Русь, но второй родиной всегда почиталась, условно говоря, заграница – Скандинавия. Борис и Глеб – это первые святые, которые не ездили на эту малую родину. В этом смысле они стали первыми русскими людьми, теми русскими святыми, которые всю жизнь и смерть положили на благо тех людей, которым служили как князья. Начиная с них наше русское христианство, мы должны вспомнить смысловые доминанты, которые связаны с Борисом и Глебом: прежде всего то, что нам не известна в подробностях их жизнь, но в подробностях известна их смерть. Они проявили себя как подлинно христианские люди, не противясь злу силой, как об этом учил Христос, заповедавший нам полагать душу свою “за други” своя. И в данном случае Борис и Глеб не сопротивлялись какому-то абстрактному злу, сколько говорили о том, что, почитая своего родного старшего брата, как отца, они ни в коем случае не могут поднять на него свою руку. В подвиге Бориса и Глеба, в котором ярко отразилось, как потом писал известный русский философ Георгий Петрович Федотов, русский κένωσις, то есть простирание ниц перед Творцом, проявилось, прежде всего, русское христианство по духу. В замечательном подвиге Бориса и Глеба, когда, казалось бы, речь шла не о христианской вере как таковой, а только о взаимоотношении между князьями, тем не менее, проявился подлинно христианский дух. В их подвиге проявилась вся русская история, в памяти их она получила свое оправдание. Именно память о Борисе и Глебе позволила впоследствии их брату Ярославу Мудрому, также прославленному святому, построить первое русское государство, полноценное русское государство. Память о Борисе и Глебе позволила другому князю, Александру Невскому, защитить нашу родину от врагов, тех самых, которые, казалось бы, пришли с родины Бориса и Глеба, из Скандинавии, Швеции. Точно также Борис и Глеб стояли фактически у рубежей нашей страны тогда, когда начиналось Смутное время, поскольку в этой ситуации все враги России, как и каждый из участников убийства Бориса и Глеба, искали помощи за границей. И Святополк закончил свои дни за рубежами страны, а Борис и Глеб жили и положили души свои в пределах родной земли. И точно также, ограждая нашу страну в дни бедственных для нашего Отечества вторжений извне, в том числе и гражданской войны, Борис и Глеб оказались фактически первыми и последними до сегодняшнего дня защитниками Русского Православия. До тех пор, пока мы будем помнить и чтить их подвиг, до тех пор, пока смысловые доминанты, связанные с их подвигом, будут главными в нашем с вами сердце, Господь не только позволит нам с вами защитить нашу страну, не только позволит нам ориентироваться на корень их святости, но позволит нам в след за ними войти в Царствие Небесное. Аминь».

Духовная Академия молитвенно почтила память святых страстотерпцев Бориса и Глеба

За богослужением пели три академических хора: мужской под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились преподаватели, сотрудники и студенты всех отделений Духовной Академии.

Пресс-служба СПбДА


Опубликовано 18.09.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter