6-7 апреля 2016 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в храме Двенадцати апостолов и в Успенском храме прошли торжественные богослужения, посвященные празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы. За богослужениями молилось духовенство, студенты всех отделений Академии, а также прихожане академических храмов.
Накануне праздника, 6 апреля, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено всенощное бдение с литией. Службу возглавил архимандрит Софроний (Смук).
Ему сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; иеромонахи Никодим (Хмыров), Афанасий (Букин), Лука (Пронских), Филипп (Балиниу); диакон Герман Ранне, иеродиакон Димитрий (Кубеция) и диакон Антоний Афанасьев.
Пели смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
В день праздника в трех академических храмах была совершена Литургия Иоанна Златоуста, которую предварило чинопоследование великопостных часов и чин изобразительных.
Чтение 103 псалма и чин Божественной Литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров); священник Глеб Санюк;иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских), Кирилл (Порубаев); протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиакон Димитрий (Кубеция).
После чтения Евангельского зачала к молящимся обратился с проповедью священник Глеб Санюк.
В конце Литургии духовенством было совершено славление перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенной на центральном аналое в храме.
Пели смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
По окончании богослужения архиепископ Амвросий оратпился к молящимся с пастырским словом:
«Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Солнце во всей полноте своего сияния отражается только в кристально чистой воде, также и Сияние Божества отражается только в кристально чистом сердце. Сердце первозданного человека находилось в руках Божьих, но человек решил забрать его себе, и, забрав, загрязнил и помутнил его. Сердце человека перестало быть чистым, устойчивым. И тогда это сердце человек стал прислонять ко всему сотворенному, это сердце становилось все более загрязненным, пачкалось и наполнилось до такой степени нечистотой, что человечеству было уже невозможно находиться в общении с Богом.
Люди ожидали избавления от той страшной, глобальной катастрофы человечества – падения наших прародителей. Люди тысячелетиями ожидали того, что семя жены сотрет главу змия, ожидали избавления. Нам хорошо известно, как подчас трудно, а иногда даже невыносимо ждать. Особенно это трудно, когда стесняют обстоятельства жизни, когда подступает болезнь, когда человек оказывается в невыносимых обстоятельствах и вынужден просто ждать избавления. Он надеется на это избавление, но не знает, когда оно наступит. Таким же образом и человечество ожидало избавления от греха, проклятия и смерти, которые вошли в наш мир через грех прародителей. И вот пришло время, когда не только солнце нашло возможность отразиться в чистых водах земли, но и Бог отразился в чистом сердце Той, Которая, не совершив ни единого личного греха, смогла вновь соединить небо и землю, стать Дверью боговоплощения, стать Лествицей с Неба на Землю и с Земли на Небо.
Сегодня мы празднуем эту благую весть, эту радость того, что человечество вновь получило возможность сделать свое сердце чистым, отобразить в нем Лик Бога, вновь отдать его Тому, Кто прежде создания мира взял его в свои Руки, возлюбив нас. Нынешний праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это торжество чистоты человеческого сердца, единственного в той степени, в которой его смогла принести в дар Богу Преблагословенная отроковица Мария. Но это праздник и той чистоты, к которой призваны и мы с вами, которую Бог, не сокрушая и не уничижая кающегося сердца, обязательно подаст, обновляя в нас Дух правды. Поэтому сегодня, взирая на икону Благовещения Пресвятой Богородицы, на трогательную картину диалога – не между отроковицей Марией и ангелом, не между жившей тогда девушкой из Назарета и посланником Небес, а диалогом между Небом и Землей, между Богом и человечеством – мы должны хорошо понимать, что к этой беседе призваны и мы. Все мы уже вовлечены в нее, и в ней не столько мы должны говорить, сколько попытаться услышать голос Божий, отразить его в своем собственном сердце, очистив его так, чтобы Господь нашел в нем для Себя обитель. Будем стремиться к тому, чтобы услышать волю Божию о себе, чтобы услышать тот кроткий, тихий и любовью исполненный голос нашего Небесного Отца, которым Он обращается в этой беседе к нам, точно так же, как в свое время посланник Небес беседовал с Преблагословенной Царицей Небесной. Потому и мы так же, как и она должны научиться не на словах, а на деле. Из глубины собственного сердца, от избытка сердца своего произносить и жить и поступать также: “Я раб Твой, Господи, да будет мне по слову Твоему”. Аминь».
В храме Двенадцати апостолов Литургию совершил священник Андрей Парафенюк в сослужении иеромонахов Сергия (Иванова), Варфоломея (Магницкого) и иеродиакона Алексея (Дурнева).
Пел мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина.
С проповедью к молящимся обратился учащийся I курса библейско-богословского отделения аспирантуры диакон Антон Афанасьев.
После Литургии было совершено славление перед иконой в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
В Успенском храме воскресное богослужение совершил иеромонах Филипп (Балиниу) в сослужении иеродиакона Владимира (Палибрка).
Пел хор факультета иностранных студентов.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Тысячи лет назад, преступлением Божественной заповеди первые люди были осуждены на страдания и смерть. Однако Бог не оставил свое творение. Но уже тогда в райском саду под сенью того самого рокового древа прозвучали слова, подавшие падшему человечеству надежду на спасение – возвращение в состояние подлинного бытия в единстве с Богом. Но как, при каком условии могло произойти спасение? Должно ли это было стать исключительно актом Божественной воли без какого-либо участия человека? Или что же такое требовалось от падшего человечества для того, чтобы вновь обрести возможность воссоединиться со своим Творцом в неизреченном вечном блаженстве?
Всеблагой Бог по образу Своему создал свободные и разумные существа, чтобы разделить с ними радость жизни, радость и счастье бытия. Но человек, соблазненный падшим духом, направил свою свободную волю против Бога, забыв о том, что в Его Деснице дыхание и жизнь созданных Им существ. Восстав против Божественной заповеди, человек добровольно лишил себя источника своего бытия, стал смертным и подверженным всякому греху. Но Бог желает спасти мир – не для страдания и смерти Он создавал его. Однако грехопадение настолько глубоко поразило человеческую природу, что избавить ее от власти греха и смерти смог только воплотившийся в смертное человеческое естество Сын Божий, истинный Бог Иисус Христос, вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Но кто сможет принять в себя Бога? Кто сможет вместить всю полноту Божества? Архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что Она станет Матерью воплотившегося Бога. Как же это стало возможно для падшего человека?
Православная Церковь учит, что подобно всем людям Дева Мария была рождена в естестве, поврежденном первородным грехом. Но она становится Матерью Самого Бога. Усилием собственной свободной воли она сделала Себя достойной этой величайшей чести. Именно свободной волей. Пресвятая Дева была самым обычным человеком. Только благодаря Своим личным качествам, Своей любви и состраданию, Своей работе над Собой Она достигла исключительной сердечной и душевной чистоты, и яд первородного грех больше не имел над Ее волей разрушительной силы. Подобно лучезарной Звезде, воссиявшей среди мрака ночи, явилась Пресвятая Дева среди погибающего в страстях и пороках человечества, личным подвигом жизни сделав возможным приход Спасителя в мир.
«Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», – смиренно отвечает Пречистая Владычица на ангельское приветствие. И эти смиренные слова – венец Ее подвига, это последнее условие, при котором стало возможно спасение человечества, это было то необходимое свободное движение человеческой воли навстречу воли Божества.
Бог все сделал ради спасения человека. Но среди тысяч и миллионов не было той, благодаря которой пришел бы Христос. И вот этот момент настал. Самая чистая и непорочная среди людей свободно и полностью отдала Свою волю навстречу воле Божественной. Главное условие для возможности человеческого спасения оказалось выполненным – воля Божия и воля человеческая соединились в едином порыве, в едином деле. Жертвенная любовь Божия и жертвенный подвиг смирения со стороны человечества – в лице Пречистой Девы Марии. Это тот момент, которого ждали тысячелетиями, ради которого жили, совершали подвиги и умирали праведники. Ради Пречистой Приснодевы был избран еврейский народ. Одна-единственная среди миллионов…
Об избранничестве Преблагословенной замечательно говорится в богослужебных текстах праздника Рождества Христова. На праздничной Великой вечерне, в стихирах на «Господи воззвах» поются такие слова:
«Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас!».
Бесконечно величие Ее подвига во имя спасения человечества. Она не устрашилась трудностей уготованного Ей пути, не усомнилась в возможности того, что должно произойти. И сегодня мы, в веселии и радости восхваляя и прославляя Ее, воспеваем: «Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Той же и мы великим гласом воспоем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Пресс-служба СПбДА