Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

Праздничные богослужения Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

18 августа архиепископ Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершил всенощное бдение, в сам день праздника Преображения Господня – Божественную литургию.

За Литургией Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов, иеромонахи Афанасий (Букин) и Сергий (Иванов), священник Филипп Порубаев. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев. Чин исповеди совершил иеромонах Геннадий (Поляков).

Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении Каньшиной.

После сугубой ектении архиепископ Амвросий прочел молитву о Украине.

Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

По заамвонной молитве владыка по традиции совершил освящение плодов нового урожая и обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:

Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Преображения Господня. Вчера и сегодня мы слышали евангельское повествование об этом удивительном событии, произошедшем около двух тысяч лет тому назад. Евангелисты обычно повествовали очень просто, потому что они описывали то, что видели своими очами, осязали своими руками, то, что слышали. Но в этом простом и безыскусном описании мы видим совершенно удивительные события — события, которые выходят за рамки земного опыта, которые воспринимаются сознанием безрелигиозного человека как некая сказка, выдумка. Потому что чудо не укладывается в сознание того, кто живет лишь ежедневным опытом земного, мирского человека, далекого от Бога.

Одним из таких чудесных, и в какой-то степени, на первый взгляд невероятных, событий является Преображение Господне. В нем мы видим со спокойной очевидностью описанное евангелистом — явление уже умерших давно людей: Моисея и Илии, с которыми Христос разговаривает на горе Преображения. В это, наверное, трудно поверить, но ведь это факт — факт. Факт, который говорит нам о том, что глаза живущих тогда людей, трех самых близких учеников для Господа, открылись настолько, что они смогли увидеть, как с Христом разговаривал тот, кто явился о земли и тот, который был взят на Небо и пришёл с Неба для того, чтобы вести диалог о предстоящих Богочеловеку страданиях, которыми искупляется человеческий род. И в этом диалоге участвует человечество, бывшее до Христа на земле, а созерцает этот диалог живущее человечество в лице трех евангелистов.

Христос восходит на гору прежде всего для того, чтобы помолиться Своему Небесному Отцу. И Он с Собой берет не всех ближайших Своих учеников для того, чтобы эта Тайна открылась лишь нескольким людям — людям, способным в сердце своем вместить эту Тайну. Тайна обожения открывается не всякому. Ведь не случайно исихия совершается не в стенах духовных семинарий и академий, а в стенах обителей, и особенно обителей, удаленных от глаза человеческого, закрытых, там, где действительно совершается преображение человека, а не лишь проповедь, не слова об этом преображении. Сегодняшнее Евангелие в какой-то степени напоминает нам и о пасхальной радости, которую испытали люди, когда один из причастников фаворского света, преподобный Серафим Саровский, в начале 90-х годов явился снова России своими мощами, и, по его пророчеству, среди лета запели Пасху.

Одним из таких свидетелей и участников и зрителей Божественного Света был архимандрит Софроний (Сахаров), который, понимая цель человеческой жизни — обожение, ежедневно припадал к Святым Христовым Тайнам, и особенно в последние дни своего земного бытия, несмотря на страшно тяжёлую болезнь делал все, чтобы служить, отдавая все последние свои силы служению Божественной литургии для того, чтобы в ответ получить это единение со Христом, евхаристическое обожение человеческой природы.

На горе Преображения произошло не только Преображение Господа. Это не был какой-то внешний эффект, это вовсе не что-то такое, что можно воспринимать по-человечески: это не фокус, не фантазия. Там открылось особое зрение у учеников. Преобразилось человеческое трех людей — Петра, Иакова и Иоанна, которые смогли отчасти, но в превосходящей степени для земного человека, увидеть Бога Таким, Как Он Есть.

«Видеть Бога Таким, Как Он Есть» — эти замечательные слова архимандрита Софрония, которые он взял у святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, стали девизом его жизни, стали мотивом всего его служения Святой Церкви и всего его земного бытия.

Конечно же, для нас, в нашем земном бытии видение нетварного Фаворского Света ни в коем случае не является самоцелью. Попытки увидеть Фаворский свет не увенчаются благословением Бога. Он приходит вовсе не тогда, когда мы его ждем. Он приходит даже совсем не тогда, когда этого желаем, но может человека настолько осветить изнутри, настолько преобразить, что человек, так же, как и ближайшие ученики Христовы, из глубины сердца, сам не понимая того, может каким-то иным образом, но примерно так же воскликнуть: «Господи! Как же хорошо мне с Тобою. Я готов остаться здесь, сделать себе здесь жилище и быть с Тобой всегда, не смотря на высоту этой горы, не смотря на ветры и зной, гонения, непонимания, — потому, что я понял, именно в этот момент, как с Тобой хорошо и уже ничего не надо мне в жизни».

Вот к этому должно приближаться сердце всякого христианина, и нынешний праздник Преображения Господня открывает для нас еще и еще раз цель нашего земного бытия — бытия — обожение человеческой природы. Эта цель достигается не интеллектуально, ибо Запад уже пошел по этому уважаемому миром пути, но уводящему от нее. Опыт этот дается нам примером жизни святых отцов, а пример усваивается Преданием. И Церковь пытается передать это Предание и через Таинства, и через слово, и через Священное Писание, через интерпретацию, но прежде всего — через пример подвижников благочестия, знающих намного больше Евангелие и Предание Церкви, нежели те, кто годами просиживает в Духовной академии, но не приближается даже в малой степени к тому Свету, в котором пребывают ныне эти святые люди — и до нас жившие, и ныне многие живущие из которых получили этот великий дар.

И я желаю, чтобы послушание нашего пребывания здесь — учить и учиться, — было бы в каждом из нас определено верно, и чтобы идя к этой цели, мы бы жили Преданием Церкви — Церкви, которая проповедует нам не столько словом, сколько примером. Но то, насколько мы воспримем этот пример, зависит, конечно, исключительно от каждого из нас. Поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Поздравляю всех с праздником, который, наверное, для людей с детства празднующих является особым, радостным, светлым, счастливым, и даже через те плоды, которые мы сегодня освящали, которые тоже являются в какой-то степени чудом Божиим на земле.

Вырастая из ничего, из земли, из праха, они получаются благоуханными, годными в пищу, услаждающими наш вкус, радующие наш глаз, питающие нас удивительными соками нашей земли. Мы сегодня благодарим Бога за этот дар и приносим ему начатки этих плодов. Он, конечно, не нуждается в нашем приношении, но через это приношение мы сыновне отдаем Ему хотя бы ту часть, которую мы способны видимым образом Ему Принести. И этим видимым образом еще и еще раз свидетельствуем о том, что мы имеем намерение и хотим отдать Ему то, что Он Сам нам дал, и принести Ему от Его же, отдать Ему свое сердце — сердце, способное узреть нетварный Фаворский свет, видимый ныне в Преображении Господнем. Аминь.

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. мεταμόρφωσις, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф 17:1-13, Мк 9:2-13 и Лк 9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

Духовная академия встретила праздник Преображения Господня

Петр же и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя и грозного пророка Илию, которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 19.08.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter