Накануне Великого Четверга, 27 апреля, в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной Академии в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены малое повечерие, утреня Великого Четверга с чтением Евангелия и первым часом.
«Всякий раз, когда мы участвуем в Таинстве Евхаристии, мы должны помнить о том, что мы причащаемся Тела и Крови Того Самого исторического Христа, Который воплотился, ходил по земле, страдал, был распят за наши грехи и воскрес по Писанию в третий день. Именно это всегда исповедовала, в это всегда верила святая Православная Церковь. Эта тайна, как и всякая тайна, до конца не постижима человеческому уму, однако она открывается подвигом веры, подвигом веры тех людей, которые прошли путь святости до нас, оставив собственное свидетельство об этой тайне и о своей вере. В течение предыдущих дней мы читали Евангелие, где слышали о том, как Христос, подавая хлеб и вино, предложил их как Свои Тело и Кровь. Это не были образы или символы. Совершенно прямо поняли Иисуса Христа и иудеи, и ученики, когда Он говорил им о том, что верующим в Него Он даст свои Тело и Кровь. И это вызвало в них отторжение, протест. Одни говорили: «Как Он может дать свои Тело и Кровь?», а другие, те, которые ходили за Ним в течение последних месяцев и лет, отошли от Него. И мы знаем, что многие ученики отошли от Него именно после того, как Христос полностью раскрыл тайну Своего снисхождения с неба, сказав о том, что жизнь в себе будет иметь только тот, кто будет вкушать Его Тело и Кровь. Святая Церковь с тех самых пор живет этой жизнью, которую мы получаем от божественной пищи, которая есть Тело и Кровь настоящего, реального Христа. Поэтому всякий раз, подходя к этой тайне, мы должны проверять свое сердце. Об этом мы сегодня слышали из апостольского чтения на Литургии. Для того, чтобы максимально достойно подготовить себя к принятию святых Тела и Крови не требуется нечеловеческих усилий, требуется лишь “сердце сокрушенно и смиренно”, которое “Бог не уничижит” (Пс 50). Смирение – это Богом данная человеку возможность соединения с Ним. Смирению Господь Иисус Христос научил Своих учеников, омыв их ноги и сказав о том, что тот, кто хочет быть первым, должен уметь быть слугой, и если Он, Господь наш и Учитель умыл ноги учеников, то и они, и мы должны умывать ноги друг другу (Ин 13:15-17). Этим прекрасным примером Христос показал нам суть нашего предназначения – в смирении, в сокрушении, в любви служить своему ближнему и таким образом служить нашему Господу и Спасителю. Сегодня вечером мы вновь придём в этот храм для того, чтобы быть вместе с Господом в Гефсиманском саду, у Анны и Каиафы, у Пилата и на Голгофе, у подножия Его Святого Креста. Мы переживаем святые и удивительные дни, в которые Церковь не исторически, но мистически возвращает нас в то самое время, в которое была совершена и принесена за нас Голгофская Жертва. И всякий, кто будет стремиться подойти к участию в этой тайне смиренно, сокрушенно, в молитве и тишине, заграждая чувства от того, что мешает проникновению и соприкосновению с ней, тот, конечно же, получит удивительное счастье пережить в своем собственном сердце все, что происходило более двух тысяч лет тому назад. И это созерцание проложит нам короткую дорогу к соприкосновению с тайной Христова Воскресения. Дай Бог нам провести оставшиеся до светлого Христова Воскресения дни в той тишине, в которой Церковь призывает своих чад совершать шествие по дням Страстной седмицы. Поэтому сегодня, после чтения Страстных Евангелий, мы затворим свои уста до того времени, когда будет изнесена Плащаница и когда будет призывать Церковь: “Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе помышляет”. Пусть это настроение передастся каждому верующим сердцам находящихся в этом святом храме, ибо только так, в созерцательной тишине, мы сможем стать подлинными участниками Страданий Христовых и Его Преславного Воскресения».Также владыка ректор обратился со словом поздравления к новорукоположенному священнику Антонию Афанасьеву:
«Нынешний день для тебя особый. Быть рукоположенным в Великий Четверг – это особое счастье. Всегда помни об этом дне. Прочитывай регулярно слова из твоей ставленнической грамоты, которую я передал тебе в алтаре, поздравляя с рукоположением в священный сан. Пусть эти слова всегда будут перед твоими глазами. Пусть они помогут тебе достойно совершать священническое служение. И верю, что в момент возможности оступиться эти слова обязательно поддержат, вразумят и охранят».На богослужении в Великий Четверг, Церковь вспоминает несколько важнейших событий из жизни Иисуса Христа:
- Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии. Таинство, в котором всем верующим даётся возможность вкусить подлинный «хлеб жизни» – истинные Тело и Кровь Христову. И с того самого первого дня – до настоящего момента, Таинство Святой Евхаристии непрерывно совершается на многочисленных престолах Вселенской Церкви;
- на богослужении мы вспоминаем о том, как Господь на Тайной вечери омыл ноги своим ученикам в знак глубокой любви к ним. Этим Он показал всем членам Церкви пример того, как должно совершаться истинное служение ближнему, в каком духе всесовершенного смирения необходимо прибывать нам христианам;
- Церковь переживает в этот день и те трагические события, которые последовали после мирной трапезы в Сионской горнице: одинокая молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды, арест Господа и Его неминуемое осуждение на дальнейшие страдания и смерть.
Пресс-служба СПбДА