Исцеление прощением. Академия вступает в период Великого поста

В открытых царских вратах клубится полумрак. Над иконостасом трепещет огненный язычок лампады, как маяк для путника в ночи. «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…», – прорывает сумрак голос диакона. Ему вторят колеблющиеся звуковые волны мужского и смешанного хоров: «…скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи её». Двери врат смыкаются. Сегодня это привычное для богослужения действие впечатляет сильнее обычного. Что испытал Адам, когда услышал за спиной звук закрывающихся врат? Смятение, страх, одиночество…

В этот вечер в храме темнее и таинственнее обычного не только из-за естественной смены дня и ночи или характерной для города облачности, но и из-за ощущения, которое в полноте можно пережить лишь раз в году. Через несколько часов академическая семья подобно кораблю войдёт в воды Великого поста. И прежде чем отправиться в сорокадневное плавание – все спешат примириться с теми, с кем предстоит причащаться одной Чашей, жить в одной комнате и ходить на одно послушание.Хор спел стихиры и тропари. «Господи и Владыка жизни моей дух праздности, уныния…», – произносит слова священник. Молящиеся встают на колени и вновь поднимаются. Интересно, сколько раз за пост человек повторяет эти слова и эти движения? Как меняется его душа? И переходит ли энергия, затраченная его телом, в благодать, преображающую личность?«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: “Где ты?”». Из алтаря выходит ректор, смотрит в полный людей храм. Справа девушки в темных платках – иконописцы, слева юноши в подрясниках – семинаристы, позади прихожане из города. И владыка обращается к каждому из них с архипастырским словом:

Сретение

«Начинается великопостная покаянная дисциплина с прощения, которое надо от чистого сердца испросить у Бога и ближних. Следует помнить, что прощение со стороны Господа зависит от того, насколько мы готовы по-настоящему простить окружающих людей. Чаще всего мы с легкостью подходим к тем людям, против кого особенно ничем не согрешили, в отношении которых нашу совесть ничто не беспокоит, и с улыбкой, почти автоматически говорим им: «прости меня», слыша в ответ традиционное: «Бог простит, и ты меня прости». Между тем, гораздо сложнее подойти и попросить прощение у того, человека, кого ты, действительно, обидел каким-либо недобрым поступком, злым словом или плохой мыслью. Именно у этих людей, которым с нашей стороны было сделано что-то негативное, мы и должны сегодня испросить прощение. Это станет показателем нашей готовности и решительности встать на путь духовного исправления и совершенствования. И пусть нас не смущает, если искренне прося прощение, мы не встретим от кого-то аналогичного действия. Главное, что свою часть в этом важном деле мы выполнили. Необходимо отдавать себе отчет также и в том, что просьбу о прощении надлежит сопрягать с реальным намерением изменить себя и не повторять прежних злых поступков. Не стоит просить прощение, если мы собираемся вести себя по отношению к кому-то столь же негативно, как и ранее. Это будет лицемерием пред Богом и людьми, девальвирующим саму идею поста и покаяния»

.После проповеди епископ Серафим просит прощения у всех молящихся и совершает земной поклон. Начинается чин прощения. Вначале духовенство, затем студенты подходят к ректору и прикладываются к кресту со словами «Простите меня, грешного». Далее, они встают друг за другом в ряд, и последующие люди также подходят к ним испросить прощения. Спустя несколько минут, цепочка из подрясников и платков превращается в живой круг, который двигаясь по храму, расширяется.Перед глазами проносятся десятки лиц и взглядов, в сознании воскресают былые образы и события, с каждым человеком связывает что-то своё, личное.Как, этого не может быть? Хор поёт стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог» и заканчивает словами «Простим всех Воскресением». Ведь пост толком даже не начался, ещё не было длинных служб и канона Андрея Критского, а уже Пасха… Так странно. В сознании в мгновение представляется мост, который связывает этот вечер с вечером Великой субботы и первым радостным раскатом «Христос воскресе». После таких моментов приходит понимание, что врата за Адамом хоть и закрылись, но не навсегда, а значит, что и у каждого человека есть надежда найти дорогу в свой Небесный дом.

Справка:

10 марта 2019 года духовенство, преподаватели, студенты и гости Духовной Академии собрались в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чтобы за совместной молитвой вступить в период Святой Четыредесятницы. После вечерни был совершён чин прощения, который возглавил епископ Петергофский Серафим.По окончании вечерни владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом. После этого епископ Серафим испросил прощения у всех присутствующих в храме. По примеру архипастыря, следуя древней христианской традиции, духовенство, студенты и прихожане также приступили к взаимному прощению.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 11.03.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter