Епископ Петергофский Серафим. Преображающая сила прощения.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт. 3: 9)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Данный вопрос, адресованный Адаму после грехопадения, относится и к современному человеку, которого Всеблагой Бог, стараясь спасти, также ищет и призывает к покаянию. Находясь в греховном состоянии, мы, подобно первым людям, преступившим заповедь и скрывавшимся от лица Божия среди деревьев рая, отходим, прячемся от Создателя, полагая, что можем без Него жить счастливо и благополучно. Человек и сегодня наивно думает, что обладая знаниями, имея власть и материальные блага, он в состоянии сам быть богом и определять свое бытие. Дьявольский соблазн с особым успехом одолевает нынешнее человеческое общество, культивируя в нем все тот же грех непослушания Богу и гордыни. Однако даже в этой ситуации Господь, как Заботливый Отец, продолжает взывать к человеку: «где ты?». В этом коротком вопросе, состоящем всего из двух слов, заключена сила Божественной любви и милосердия. Этим простым вопросом Творец со всей ясностью дает понять, что готов нас простить и помиловать, только бы мы сами того захотели и раскаялись в своих грехах. Человек был сотворен для блаженной жизни в прекрасном эдемском саду и пребывал в постоянном общении с Богом, от Которого получал все необходимое для своего полноценного духовного и материального существования. В ответ от людей требовалось лишь одно – любить Господа и не вкушать плодов с запретного древа. Но Адам и Ева нарушили эту единственную заповедь, совершили грех, в котором явилась почти вся совокупность зла. Первородный грех был не только непослушанием, но прямым богоотступничеством, со всеми вытекающими из этого пороками, поскольку, поддавшись лести дьявола, люди захотели стать «как боги» (Быт. 3: 5). Последствия этой вселенской катастрофы были трагичными: вместе с грехом в мир вошло зло, болезни, страдания и смерть. Замысел Божий о человеке был нарушен. Вместо любви возникла ненависть, вместо согласия – вражда, вместо гармонии – диссонанс. Человек исказил в себе Божественный образ и был изгнан из рая, после чего началось его долгое странствование, которое зачастую становится для него скатыванием по наклонной в пучину греха. Всещедрый Бог по неизреченной милости к роду человеческому направил в мир Сына Своего Единородного Господа нашего Иисуса Христа, Который через Свои крестные страдания, смерть и воскресение победил дьявола и порожденное им зло. Человеку дана возможность вернуться в рай к вечной жизни с Богом. Чтобы восстановить себя в прежнем достоинстве и вновь войти в «свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 21), нам нужно принести покаяние – то есть то, что Бог ожидал от Адама и Евы и то, что Он ныне ждет от каждого из нас. Покаяние, как известно, означает полный переворот сознания человека, его внутреннюю и внешнюю перемену, связанную с отказом от зла и выбором добра. Реализация такой перемены должна начинаться с понимания того, что зло по природе своей нежизнеспособно, оно ведет не к созиданию, а разрушению. В этом смысле первородный грех и его результаты являются весьма показательными. Причина зла кроется в грехе – действии и помышлении против Бога и Его заповедей. Древнегреческое слово «ἁμαρτία», переводимое как «грех», обозначает «промах, непопадание в цель». Сама этимология данного термина красноречиво показывает всю пагубность и опасность греха, как явления, которое не способно принести пользу человеку. Грех всегда выглядит заманчиво и обещает многое. Как и нашим прародителям, дьявол предлагает нам легкий путь счастья и успеха. Но в итоге за блестящим и привлекательным греховным обличием обнаруживается горе и разочарование. Посредством греха человек не достигает цели: он не получает обещанного счастья, а временные удовольствия сменяются душевной болью. Время Великого поста дается нам как раз для того, чтобы мы глубоко поразмыслили над данными проблемами и совершили искреннее покаяние. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы». Поприще Великого поста – это время воздержания, сугубой молитвы, духовных рефлексий, борьбы с грехами и страстями. Возникновение поста уходит своими корнями в глубокую древность. Можно сказать, что первый пост для человека был установлен еще в раю и состоял в воздержании от вкушения плодов с древа познания добра и зла. В течение всей Священной истории пророки, праведники, цари и простые люди возлагали на себя пост, чтобы умилостивить Бога и подготовиться к ответственным событиям. Так, Моисей во время получения Десяти заповедей сорок дней не вкушал хлеба и не пил воды. В строгой аскезе свою жизнь проводил Иоанн Креститель. Сам Господь Иисус Христос перед началом Своего спасительного служения людям сорок дней постился в пустыне, указывая на воздержание и молитвенное трезвение, как средства, при помощи которых мы можем победить дьявола и приблизиться к Богу – «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Начинается великопостная покаянная дисциплина с прощения, которое надо от чистого сердца испросить у Бога и ближних. Следует помнить, что прощение со стороны Господа зависит от того, насколько мы готовы по-настоящему простить окружающих людей. Чаще всего мы с легкостью подходим к тем людям, против кого особенно ничем не согрешили, в отношении которых нашу совесть ничто не беспокоит, и с улыбкой, почти автоматически говорим им: «прости меня», слыша в ответ традиционное: «Бог простит, и ты меня прости». Между тем, гораздо сложнее подойти и попросить прощение у того, человека, кого ты, действительно, обидел каким-либо недобрым поступком, злым словом или плохой мыслью. Именно у этих людей, которым с нашей стороны было сделано что-то негативное, мы и должны сегодня испросить прощение. Это станет показателем нашей готовности и решительности встать на путь духовного исправления и совершенствования. И пусть нас не смущает, если искренне прося прощение, мы не встретим от кого-то аналогичного действия. Главное, что свою часть в этом важном деле мы выполнили. Необходимо отдавать себе отчет также и в том, что просьбу о прощении надлежит сопрягать с реальным намерением изменить себя и не повторять прежних злых поступков. Не стоит просить прощение, если мы собираемся вести себя по отношению к кому-то столь же негативно, как и ранее. Это будет лицемерием пред Богом и людьми, девальвирующим саму идею поста и покаяния. Со смирением и я, как архиерей и ректор, хочу у каждого из вас испросить прощение за все, чем вольно или невольно мог вас обидеть. Стараясь руководствоваться в своих действиях любовью и заботой о благе, никто из нас, тем не менее, не застрахован от ошибок. Быть может, кому-то из вас я не уделил должного внимания и времени, не оказал поддержки, не заметил чьих-то проблем. За все это и многое другое, что остается для меня сокрытым, я от всей души прошу у вас прощение: «благословите и простите, отцы, братья и сестры, за все, чем согрешил я перед вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами». Аминь. Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова по окончании Великой вечерни в Прощеное воскресенье, 10 марта 2019 года.

Опубликовано 11.03.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter