«О, святой собор и божественный полк! Воистину вы — утверждение нашей земли», — такими словами Русская Церковь воспевает всех просиявших в ней святых. 13-14 июня, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице православные отмечают день памяти всех Русских святых. Впервые в храме Двенадцати апостолов совершено историческое всенощное бдение по всем правилам Типикона и Божественная литургия.
Всенощное бдение в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Его Высокопреосвященству сослужили: проректор по воспитательной работе Виталий Грищук; старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров); секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии священник Антоний Ермошин; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонах Виталий (Морозов); священники Адам Бокарев, Кирилл Никитин и Владимир Первушин-фон-Дитц; протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ране; иеродиаконы Никодим (Хмыров) и Алексий (Дурнев); диакон Павел Лукахин. За богослужением пел мужской хор под управлением студента 3-го курса бакалавриата Марка Качанкина и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
На полиелее духовенство во главе с архиепископом Амвросием пропело величание всем святым, просиявшим в Русской земле.
14 июня старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) возглавил Божественную литургию. Ему сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов, иеромонах Виталий (Морозов); священники Адам Бокарев, Кирилл Никитин и Владимир Первушин-фон-Дитц; диакон Герман Ране; иеродиаконы Никодим (Хмыров) и Алексий (Дурнев); диакон Павел Лукахин.
По окончании богослужения иеромонах Марк (Святогоров) обратился к молящимся со словом проповеди:
«В лике святых угодников Русской земли мы сегодня вспоминали человека, который почил не так давно, в 1962 году. Это святитель Афанасий, епископ Ковровский. Это был человек, который из 33-х лет архиерейского служения Церкви, 28 лет провел в лагерях и ссылках. Никто и никогда не видел его печальным. Наоборот, он считал свое нахождение в застенках лучшим состоянием, нежели мнимое пребывание на свободе. Когда его спрашивали: “Что же самое главное?” — он отвечал: “Вера”.
Дорогие братья и сестры! Когда нас обуревают какие-то жизненные нестроения и мы думаем, что не можем справиться с обстоятельствами, давайте помнить, что святые — это такие же люди, жившие в таких же обстоятельствах. Они боролись с теми же страстями и нашли в себе силы, чтобы их превозмочь. Нашли в себе силы верить Господу и следовать за ним».
С 13 на 14 июня в храме Двенадцати апостолов было совершено уставное всенощное бдение и Божественная литургия. Богослужение возглавил иеромонах Афанасий (Букин). Ему сослужили: секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии священник Антоний Ермошин; иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Сергий (Иванов); священник Филипп Порубаев; иеродиаконы Лука (Пронских) и Владимир (Палибрк).
Богослужение началось чтением 9-го часа и малой вечерней. После трапезы молящиеся вернулись в храм и было отслужено всенощное бдение по всем требованиям Типикона, которое продлилось с 21:30 до 4:15. По окончании бдения была совершена Божественная литургия.
За богослужениями пели два любительских мужских хора под управлением иеромонаха Феодосия (Желновачева) и чтеца Александра Андреева.
Уставное всенощное бдение Санкт-Петербургской духовной академии повторяет положительный опыт Киевской духовной академии, который широко известен благодаря описанию в Толковом Типиконе М.Н. Скабаллановича.
За совместной трапезой после Божественной литургии участники богослужения выразили надежду на то, что такая служба еще не раз повторится в храмах Духовной академии.
День Всех святых, в земле Российской просиявших
Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней.
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших появилось в 50-е годы XVI века. В синодальную эпоху о нем забыли. Празднование было восстановлено в 1918 году. С 1946 года оно стало торжественно совершаться в Неделю 2-ю по Пятидесятнице.
Проповедь в день Всех святых земли Российской
митрополит Антоний Сурожский
В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.
В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.
Первая — бесконечное терпение Господне. Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает. И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, — это терпение Господне находит свое выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит Апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.
Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.
Но явление Божие во Христе — иное; выдумать Его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить: Бога, Который делается униженным, побежденным; Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним… Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он дает пример, чтобы мы были таковыми, каков Он был.
И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Бога, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил, и теперь любит, и теперь осуществляет.
И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.
Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода — не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям. И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории: что во все ее эпохи — были ли они светлые или мрачные — красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там переизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.
Наши святые — нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности — а не уязвимости, силы — а не пораженности, славы — а не унижения? Является ли наша жизнь во всех или, хотя бы, в основных ее проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой Апостол Павел нам говорит?.
А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и не угасающей любовью. Аминь.
По материалам pravoslavie.ru
Пресс-служба СПбПДА