26 сентября 2015 года всенощное бдение накануне праздника Воздвижения Креста Господня в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершили митрополит Китрский, Катерининский и Платамонский Георгий (Элладская Православная Церковь), посещающий Духовную Академию с делегацией Богословской Академии Салоник, и ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Чин Воздвижения Креста был совершен архиереями древним распятием (XVIII в.) с частицей Животворящего Креста Господня.
С великим двунадесятым праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейные воспоминания о Кресте, на котором ради нашего спасения претерпел страдания Иисус Христос, а также события обретения Древа Креста Господня.
За всенощным бдением архиереям сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии, иеромонах Геннадий (Поляков), протоиерей Владимир Гончаренко, священник Андрей Парафенюк, иеромонах Варфоломей (Магницкий), священник Александр Кузнецов, иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Феодосий (Желновачев), священники Алексий Артюхов, Владимир Первушин-фон-Дитц и Филипп Порубаев; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, архидиакон Пантелеймон (Костадинос), иеродиаконы Димитрий (Кубеция) и Владимир (Палибрк), диаконы Евгений Мельников и Александр Юй, иеродиакон Лука (Пронских) и диакон Сергий Муравьев.
За богослужением пели мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка (Качанкина), смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
После великого славословия архиепископ Петергофский Амвросий и митрополит Китрский, Катерининский и Платамонский Георгий совершили чин Воздвижения Креста Господня, в ходе которого архиереи изнесли из алтаря распятие с частицей Древа, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, осенили молящихся на четыре стороны света и возложили его на центральный аналой для поклонения. При проведении торжественного обряда хор стократно исполнил песнопение «Господи помилуй».
Митрополит Георгий прибыл в Санкт-Петербург по приглашению ректора Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия. Владыка ректор познакомился с будущим митрополитом Георгием в 2013 году на международном конгрессе «Власть и служение по апостолу Павлу», в котором он принимал участие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В составе делегации Элладской Православной Церкви Санкт-Петербург посещают студенты Высшей Богословской Академии в Салониках. В ходе визита митрополит Георгий и архиепископ Амвросий подпишут соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской Духовной Академией и Высшей Богословской Академией в Салониках.
Праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа
Сегодняшний праздник относится к числу двунадесятых и первоначально был установлен в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня в 326 году равноапостольной царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина Великого. С VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием в 620-е годы. Как при обретении, так и при встрече Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, и всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» Отсюда праздник получил название «Воздвижение Креста Господня». Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за род христианский: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Воспевая силу креста Господня и спасение, на нем содеянное, Святая Церковь призывает нас целовать святой крест “радостно и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостию же спасены ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость”. Сам обряд воздвижения креста Господня имеет глубокое духовное значение. Крест Христов есть орудие и вместе с тем символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и христианства. В совершающемся в сей день воздвижении Святого Креста, мы должны усматривать образ нашего спасения, всю сущность нашей святой веры.
Крест низводится долу и вновь возносится ввысь: это образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе: от глубины ада к царствию Божию, от смерти к вечно-блаженной жизни в Боге. Для верующего и понимающего человека в священнодействии воздвижения креста Христова – неиссякаемый источник духовного утешения, сильное побуждение к умиленной молитве и благоговейному излиянию сердца своего перед Богом, высшее поощрение к делам благочестия и любви христианской, предмет богомысленного размышления и благодарения Богу на всю вечность.
По церковной богослужебной традиции в праздник Воздвижения Креста полиелей совершается в алтаре при открытых царских вратах, независимо от дня недели поется песнь «Воскресение Христово видевше…»
Празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста, мы также воспоминаем страдания и смерть Иисуса Христа и поэтому, согласно Типикону, в праздник Воздвижения полагается строгий пост, независимо от дня недели, на который этот праздник выпадает.
Пресс-служба СПбДА