Спокойно в выдержанно заиграл рояль. Глянцевая чернота этого проводника гармонии властно притягивает к себе взгляд. Но его быстро отвлекают две фигуры. Под звуки рояля на сцену поднимаются два юноши. Они ведут беседу на латинском языке. Судя по тому, что один одет в подрясник, а другой – в китель, они учатся на разных курсах, что заметно и по навыкам произношения латинских слов. Тех, кто еще не посвящен в тайны языковой премудрости, спасает перевод диалога на большом экране актового зала. Оказывается, ребята рассуждают о сочинениях блаженного Августина «О граде Божием» и «О пределах добра и зла» Цицерона. И эта беседа подводит зрителей к одному историческому вопросу: «Когда же русские студенты стали изучать латинский язык?» С него и начинается первый великопостный вечер, который посвящен истории Духовной Академии.
Уже второй год воскресными вечерами Великого Поста студенты учебного заведения собираются в актовом зале на тематические вечера, которые затрагивают вопросы жизни их alma mater в настоящем или прошлом, а также и немного в будущем. На это время зал перестает быть чем-то официальным. Он больше становится похож на просторную гостиную, где собрались старые друзья. И здесь они как будто делятся друг с другом своими мыслями за чашечкой ароматного кофе.
А поговорить, действительно, есть о чем. Сейчас, после недавнего юбилейного вечера Иконописного отделения, на сцене стоят образы бесплотных сил и покровителя учебного заведения – апостола Иоанна Богослова. Они безмолвно напоминают, что Академия стоит не только человеческими усилиями и стараниями, но благоволением Творца и предстательством святых. Каждый, кто здесь учил или учился, стал звеном в этой исторической цепи, уходящей в вечность. И в этой обстановке легко представить, как нынешнему студенту в голову приходят вопросы: «Сколько же таких звеньев было до меня? Неужели я могу так мало знать об этом месте, где в один узел пререплелось такое огромное количество человеческих судеб?»
Возможно, такие же вопросы когда-то возникли у организатора этих вечеров – заведующего аспирантурой, Д.А. Карпука. И сегодня вечером он просит собравшихся в зале не отмахиваться от этих вопросов:
«Хотелось бы пожелать, чтобы после этих вечеров история Академии стала для нас несколько ближе, и чтобы мы почувствовали ту ответственность, которая лежит на каждом из нас. Дело в том, что мы являемся частью истории одного из крупнейших учебных заведений, одного из крупнейших научно-богословских исследовательских центров, не только в Русской Церкви, но и во всем православном мире. И это факт».
Настает очередь докладов, которые подготовили студенты Богословско-пастырского факультета и Факультета церковных искусств. Поочередно выступают Надежда Кузьменко, Давид Варламов, Елена Шульженко и Назарий Луцюк. Доклады освещают широкий спектр вопросов, начиная от становления духовного образования в России в XVI–XVII веках, до истории Академии на рубеже XVIII–XIX веков. Странно осознавать, что Духовная Академия порой совсем не имела преподавателей или же все предметы вел лишь один человек.
Во время докладов на экране сменяются портреты императоров, духовных и государственных деятелей, карты городов и фотографии зданий. Среди них вдруг возникает портрет Михаила Михайловича Сперанского. Многие и не знали, что этот выдающийся государственный и общественный деятель времени Александра I – выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Снова играет рояль. На этот раз его струны звучат волнительно грустно, как бы предвещая неизбежную разлуку с аудиторией. Первый вечер подходит к своему завершению, растворив где-то во времени несколько часов. Судя по сдержанным лицам выходящих, ораторы добились поставленной цели – многие почувствовали себя крошечной клеткой в организме, имя которого навсегда запечатлено в сердцах студентов. Санкт-Петербургская Духовная Академия.
Пресс-служба СПбДА