16 апреля 2016 года на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась Ежегодная студенческая конференция, в которой приняли участие аспиранты и магистранты МГУ им. М.В. Ломоносова, МДА, ПСТГУ и СПбДА.
Санкт-Петербургскую Духовную Академию на пленарном заседании представил аспирант Александр Андреев с докладом: «Как молились Богу древние русские: особенности чинопоследования утрени по Часословам XIII-XIV вв.», в котором рассказал об особенностях суточного богослужения по рукописным Часословам XIII-XV вв., хранящимся в библиотеках Санкт-Петербурга.
В своем докладе Александр отметил, что изучение студийской эпохи богослужения помогает лучше осмыслить ход литургической реформы патриарха Никона в XVII в., в результате которой сформировалась современная богослужебная практика. Он показал, как основание для ряда богослужебных своеобразностей, отмененных или реформированных в XVII в., можно найти в богослужебных книгах студийской эпохи. Далее Александр описал особенности исполнения библейских песней за утренней, показав, что уже в студийских памятниках складывается сокращенная редакция песней.
На филолого-богословской секции с докладом: «Полемический характер Трактатов блаженного Августина Гиппонского на семнадцатую главу Евангелия от Иоанна» выступил аспирант СПбДА Алексей Сергеев.
В своем выступлении он отразил пастырско-апологетические цели святителя Гиппона по обращению к истине Православия язычников, астрологов, манихеев, гностиков, савеллиан, неоариан, пелагиан, вероучение которых затрагивает блаженный Августин в своих Трактатах. Можно сказать, что апологетика чистоты веры, как борьба за вечную жизнь североафриканских прихожан проводилась блаженным Августином, начиная с его ранних произведений вплоть до конца жизни.
В толковании Послания к Галатам, а именно того перечисления грехов, которые не наследуют Царство Небесное: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убиства, пьянство, бесчинство (Гал 5:19-20), блаженный Августин приводя параллельное место из Первого Послания к Коринфянам (1Кор 6:9-10), говорит о том, что нет ни одного, кто не грешит, и такими по апостолу Павлу были некоторые коринфяне, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор 6:11). Поэтому, конечно, иное, – отмечает блаженный Августин – не греши, а иное – не держи грех (Aliud est enim non peccare; aliud, non habere peccatum). То есть для еретиков, согласно святителю Гиппона вполне возможно покаяние, на что и была направлена его полемика с этими группами людей.
Изучение полемических мест в творениях блаженного Августина актуально по сей день, поскольку вероучение разных религиозных групп, описанных в Трактатах блаженного Августина на Евангелие от Иоанна, с точностью воспроизводится в доктринах современных сект, что было также отмечено докладчиком в выступлении. Например, савеллианство – у пятидесятников-единственников, многие положения неоариан – у Свидетелей Иеговы и т.д.
Оба доклада вызвали живое обсуждение, было задано много вопросов по их содержанию.
Пресс-служба СПбДА