О пасхальных мотивах в русской музыкальной традиции говорили в книжной гостиной

О пасхальных мотивах в русской музыкальной традиции говорили в книжной гостинной

18 мая 2017 года в Книжной гостиной состоялось последнее в этом учебном году заседание Византийского кабинета. Его провел автор проекта «Византийский кабинет» заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат философских наук, доцент, священник Игорь Иванов.

Заседание в традиционном формате круглого стола было посвящено двум темам: журналу «Христианское чтение» и теме «Пасхальные мотивы в русской музыкальной культуре».

О пасхальных мотивах в русской музыкальной традиции говорили в книжной гостинной

Открывая заседание, отец Игорь, рассказав о журнале «Христианское чтение», представил его авторов, пришедших на встречу: к.и.н., доцента Александра Эдуардовича Котова, к.филол.н. Валерия Александровича Фатеева и к.ф.н, доцента Игоря Борисовича Гаврилова.

А. Э. Котов, говоря о развитии своего научного интереса к истории традиций русского консерватизма, разъяснил специфику различных пониманий консервативных идей – от психологических установок до идеологических и политических доктрин, отметив, что при всех различиях русский консерватизм второй половины XIX века делал акцент на преемственности и уникальной самобытности русского общественного устройства.

В. А. Фатеев поведал о том, что его интересует, прежде всего, история личности, будь это творчество В.В. Розанова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого или же Ф.А. Страхова. Именно Страхов считал, что для России важны разумные почвенические основания: «брать у западной цивилизации всё лучше, но не подражать ей, а развивать свои самобытные установки».

О пасхальных мотивах в русской музыкальной традиции говорили в книжной гостинной

Во второй части встречи отец Игорь Иванов, предваряя беседу о русской музыкальной культуре, сказал о том, что подлинное искусство (будь оно словесное, музыкальное или изобразительное) выражает не только состояние духа человека, но и показывает, каким духом он движим. Византийская традиция передала нам опыт аскетически выверенного искусства в церковном синтезе искусств, преображенных духовным деланием, осиянным благодатью Святого Духа.

Эту мысль развил в своем докладе Сергей Феликсович Тухленков, преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации. Он подчеркнул, что церковный напев отображает внутреннюю сущность духовного пути, согласного с «ритмом вечности», присутствующим в знаменном распеве, в котором просвечивает неотмирность, сосредоточенность на молитве и богообщении. На примере мелодичности стихиры Пасхи знаменного распева XVIII века Новоспасского московского монастыря докладчик показал, как передается неотмирность пасхальной радости. Более того, при прослушивании фрагментов строчного пения времен Ивана Грозного можно обнаружить соответствие его структуры структуре колокольного звона.

О пасхальных мотивах в русской музыкальной традиции говорили в книжной гостинной

Затем были показаны музыкальные «проекции» пасхальных песнопений в народном обрядовом пении брянской традиции и в авторской классической музыкальной культуре, например, в увертюре «Светлый праздник» Н.А. Римского-Корсакова.

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о разных аспектах восприятия русской философской традиции и русской музыкальной культуры. Также присутствовали слушатели Народного православного университета и Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

В рамках заседаний «Византийского кабинета» планируется провести следующую встречу с С.Ф. Тухленковым по теме: «Русская фольклорная музыкальная культура и православие».

Пресс-служба СПбДА


Опубликовано 19.05.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter