«В сегодняшнее воскресение мы последний раз в этом календарном году собрались здесь всей академической семьей на общее богослужение. Время бежит неумолимо. Еще несколько лет тому назад, нам было трудно представить, что когда-то в своих письмах или документах мы будем обозначать новую дату: 2015, 2016, а затем 2017 год. Однако, время действительно бежит вперед и эта река времени увлекает нас к одному для всех итогу: к тому порогу, который за собой открывает человеку вечность.
Сегодня, в Неделю праотец, за Божественной Литургией читалось Евангелие о званных на вечерю. В древности, когда приглашали в гости или на какое-то семейное торжество, делали это как бы в два этапа: сначала получали согласие на то, что человек придет на это торжество, но не обговаривали ни времени, ни дня, а уже через какое-то время, предварительно заручившись этим согласием, посылали гонца и обозначали день и время, когда надлежит прийти на пир. Мы сегодня из Евангелия видим, как те самые люди, которые обещали прийти, в последний момент отказали хозяину пира: один сказал, что купил волов, другой, что женился, третий назвал еще какую-то причину. Почему этот образ вновь и вновь приходит к нам в жизнь, со страниц Священного Писания, и какое отношение мы имеем к ней в нынешнем XXI веке? Нет ничего нового под солнцем и Христос, Который иллюстрирует таким образом отношение человека к Богу, вновь и вновь предлагает нам проверить состояние нашего сердца и проанализировать нашу жизнь, наше отношение к Источнику этой жизни. Мы с вами когда-то откликнулись на этот призыв: в крещении, в монашеском постриге, когда студенты, намеревающиеся стать священниками и церковнослужителями, переступили порог Духовной Академии. Все мы таким образом предварительно выражали свое желание в любое мгновение откликнуться на тот зов, который позовет нас в конкретное время, в конкретный день прийти на пир Божественного Агнца. И рука Вседержителя, как бы проникает из вечности в этот временный мир для того, чтобы Своим благословением вновь увлечь нас на этот пир. Одновременно мы часто уподобляемся тем людям, которые находят всяческие причины и готовы в последний момент отказать Своему Богу в том торжестве к которому Он нас призывает.
Осталось совсем немного до праздника Боговоплощения. Рождество Христово с предшествующим постом и строгими днями перед самим событием Боговоплощения напоминает нам о Cвятой Четыредесятнице и Страстной седмице. Именно на канун Рождества Христова приходится эта Рождественская «седмица», которая со 2 января уже предполагает соблюдение особо строгого поста, а по афонской традиции этот период подготовки начинается со дня памяти святителя Николая Чудотворца, когда святогорские монахи прибывают в усиленном аскетическом делании. И вот этот особенный период часто оборачивается для нас полным разрушением всего того, что созидалось в предшествующий период, в предшествующие дни, — ведь каникулы, Новый год и иные мирские стихии вдруг захватывают нас, увлекают и отрывают от источника этой жизни. Каждый год невозможно не чувствовать это. Когда студенты возвращаются с каникул, они приходят уже совсем не такими, какими уходят по окончании первого семестра. Много пустоты образуется в сердцах и душах. В этом году особая ответственность и особое внимание должны быть приняты всеми нами, потому что начало календарного Нового года приходится именно на воскресный день, на Малую Пасху, когда христиане, любящие своего Спасителя, всегда собираются вместе, молятся Ему, просят послать Святого Духа и соединяются с Ним в Таинстве Святого Причащения. Поэтому мне хотелось бы пожелать, чтобы в эти дни мы были бы внимательней ко всему тому, что пытается оторвать нас, от Источника Жизни, от того пути, по которому мы уже пошли и от того направления, идти по которому мы обещали. Бог приходит в этот временный видимый мир для того, чтобы вывести нас из мрака, в который мы по слабости своей воли, по своей неверности, погружаемся практически ежедневно.
В этот день хотелось бы поздравить нашего собрата – диакона Николая – с принятием священного сана. Замечательно, что наше последнее общее богослужение в этом календарном году завершается еще одним ярким событием, каковым является каждая хиротония, каждое поставление наших студентов на новую ступень священнослужения. И я поздравляю отца Григория – родителя диакона Николая – и прихожан храма, в котором воспитывался отец Николай.
Когда-то, будучи в армии, Коля писал мне письма и говорил о том, что там ему очень пригодился опыт приходской жизни, и те знания, которые он получал на 1 курсе бакалавриата. Конечно же, тот опыт священнической жизни, который он вместил в себя, будучи одним из детей Вашей семьи очень помог ему в то время отвечать на вопросы, которые во множестве сыпались со стороны не только сослуживцев, но и со стороны офицеров. Этот опыт помог ему в том служении, хотя и в качестве мирянина, но одновременно и церковном, которое он нес вместе с военной службой. Сегодня он поставлен на новую ступень служения. Желаю, чтобы оно теперь уже всю жизнь проходило, под молитвенным покровом святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца.
Я желаю вам, дорогие отцы, братия и сестры, во время каникул действительно отдохнуть от того напряжения, которое вы получили в течение семестра. В Петербурге всегда сложно, особенно в осенний и зимний периоды. Трудно физически, от этого много усталости и, может быть, каких-то искушений. Но этот отдых не должен становиться неким расслаблением, которое будет просто опустошать человека. Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что если вы хотите отдохнуть, то этот отдых должен быть с огромной пользой для человека. Действительно, может быть смена обстановки, но не какое-то разгулье, не какое-то безумное, безудержное веселье, за которыми стоят ничего не значащие эмоции, а затем, как послевкусие, — горечь и пустота. Именно этот соблазн всех ожидает в новогодние дни. Поэтому, желаю вам мудрости и верности Богу, чтобы в каникулярные дни, особенно перед Праздником Рождества Христова, вы соответствовали той жизни, которую нам предлагает Святая Церковь через свой устав. А это время, если проводить его именно так, как надлежит христианину, является практически Страстной Седмицей перед Рождеством Христовым. Ведь не пережив Страстную Седмицу, трудно себе представить, какой была бы Пасха. Представьте, если бы Новый год выпадал на Страстную. Тогда этого Праздника Пасхи просто бы не было, мы бы ходили мимо него и совсем его не ощущали. Но это не так, в силу того наполнения, которое происходит в нашей жизни благодаря церковному, молитвенному восприятию единожды свершившегося, но постоянно совершающегося в жизни Церкви события. Желаю вам именно так: богоугодно и с пользой для себя, провести эти дни».
Опубликовано 25.12.2016 | | Печать