Рабочая группа создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях совершенствования пастырской подготовки воспитанников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие ректоры епархиальных духовных семинарий: митрополит Рязанский и Михайловский Марк, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин.
В мероприятии также приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап. Присутствовали представители ряда духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, управляющий делами Московской Патриархии отметил, что для учащихся духовных школ необходимо изучение святоотеческого наследия и жизни лучших пастырей XX века. Однако, по словам митрополита Варсонофия, не менее важно иметь образец для подражания, общаться с опытными и уважаемыми священниками, непосредственно воспринимать опыт — как духовный, относящийся к нравственной сфере жизни, так и связанный с практической деятельностью священника.
Передаваемый пастырский опыт может подкрепляться приходской практикой семинариста в качестве катехизатора, соцработника, преподавателя воскресной школы с последующей оценкой и характеристикой, подчеркнул архиерей.
«Чтобы будущие священники имели навык пастырского общения в разной среде, ведь они все равно с этим столкнутся, в семинариях должны проводиться практические занятия по приоритетным направлениям церковного служения: социальному, миссионерскому, молодежному и катехизаторскому, — отметил владыка Варсонофий. — Эти занятия должны восприниматься не как формальная отработка для зачета, но как серьезный урок перед будущим служением. Чтобы эта практика была полезной как для учащихся, так и для тех, к кому она обращена, следует задуматься о подготовке к ней самих студентов».
В ходе дискуссии архиепископ Амвросий и протоиерей Владимир Хулап поделились своим видением усовершенствования системы подготовки будущих священнослужителей.
Пресс-служба СПбДА