14 марта 2015 года за всенощным бдением Недели Крестопоклонной в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова распятие с Частицей Честного и Животворящего Креста было вынесено для поклонения верующих. Духовенство, учащие и учащиеся, прихожане академического храма приложились к святыне.
Неделя Крестопоклонная
В третью, срединную, Неделю Великого поста Святая Церковь по сложившейся многовековой традиции совершает поклонение перед Честным и Животворящим Крестом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Перед началом всенощного бдения заранее украшенный живыми цветами Крест возлагается на престол. Полиелей совершается в алтаре, а по окончании пения великого славословия архиерей при троекратном пении «Святый Боже…» износит Честной Крест на средину храма и полагает на аналое, после чего совершается поклонение. После, при пении особых стихир Триоди, происходит помазание освященным на литии елеем.«Придите верные, животворящему Древу поклонимся, на Котором Христос Царь славы волею руки распростер, вознеся нас на первое блаженство, которых прежде сластью выкрал враг, изгнанных от Бога сотворив. Придите верные, Древу поклонимся, Которым мы сподобились невидимых враг сокрушить главы. Придите все народы, Крест Господень песнями почтим: радуйся Кресте, падшего Адама совершенное избавление!»Таким образом, на средине Великого поста Святой Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
«Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест. <…> Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться»
– пишет о поклонению Кресту Господню великий богослов Восточной Церкви преподобный Иоанн Дамаскин.
Пресс-служба СПбПДА