18-19 января 2015 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Духовной академии совершил торжественные богослужения великого христианского праздника Крещения Господня. За Божественной литургией владыка рукоположил во пресвитера магистранта академии.
Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий возглавил служение праздничного всенощного бдения, состоявшего из великого повечерия, литии и утрени. Его Высокопреосвященству сослужили архимандриты Софроний (Смук) и Тимофей (Цисмалидис); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; духовенство академического храма.
Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев.
В сам день праздника в академическом храме архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.
Перед началом богослужения владыка постриг во чтеца студента 2 курса бакалавриата Антония Копаева.
За Литургией архиерею сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Тимофей (Цисмалидис); иеромонахи Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священник Георгий Христич, клирик Казанского собора; священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов) и Сергий (Шардаков); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиакон Владимир (Палибрк), диаконы Александр Дорохов и Адам Бокарев, иеродиакон Алексий (Дурнев). Чин исповеди совершил священник Андрей Парафенюк.
За богослужениями пели мужской хор под управлением Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой, в храме молились студенты всех отделений и сотрудники академии, прихожане академического храма.
После великого входа архиепископ Амвросий рукоположил магистранта I курса церковно-практического отделения диакона Александра Дорохова во пресвитера.
Проповедь по запричастном стихе произнес студент I курса библейско-богословского отделения чтец Сергей Соловьев.
После заамвонной молитвы, как и днем раннее – в Крещенский сочельник, духовенство, учащиеся и прихожане храма спустились в вестибюль академии, где владыка ректор совершил чин великого освящения воды.
По окончании богослужения архиепископ Амвросий поздравил всех с праздником Богоявления и обратился к участникам торжества с архипастырским словом:
«Сердечно поздравляю Вас с праздником Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Благодатью Святого Духа, которая освящает в эти дни водное естество, сегодня освящается и все творение. Оно было создано Творцом совсем иным. Мы не знаем, каким оно было физически, но знаем, что оно было лишено тления, которое вошло в него грехом человека. Как грех пришел в мир именно с человеком, так благодатью Духа творение ожидает и своего освобождения. Господь подает нам сегодня эту благодать, очищает Ею то, что было заражено нашими грехами, освящает, чтобы мы уже в этой жизни, насколько можем, приблизились, хотя бы отчасти, к первому творению. Если бы вместе с пришествием благодатной силы, которая сообщается ныне воде — главной составляющей жизни на земле, изменились бы и мы, сразу изменился бы и весь мир. Эту возможность очистить и освятить все то, что было помрачено нашими грехами, мы должны ценить, должны благодарить за этот дар Бога, стараться правильно относиться ко всему, что окружает нас, трепетно заботясь, прежде всего, о своей душе и о ее храме- теле, которое призвано быть не игралищем бесов, а сосудом благодати Святого Духа. Наше жилище, предметы нашей одежды, те предметы, которыми мы пользуемся ежедневно в быту – все, что сегодня освящено, несет на себе печать благодати. Поэтому мы должны бояться осквернить сосуд своего сердца и то, что вокруг нас находится, своими неблаговидными поступками, своими падениями, грехами. Всякий раз, удивительно отворяя для нас двери надежды, Господь дает нам возможность прикоснуться к Его милости, к его любви, почувствовать Его человеколюбие».По случаю праздника архиепископ Амвросий вручил церковные награды. Во внимание к активному участию в организации и осуществлении социальной и благотворительной деятельности архипастырь вручил епархиальную награду члену попечительского совета благотворительного фонда «Диакония», советнику генерального директора ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» Г.С. Воронину.
«Фонд “Диакония” делает очень много для обездоленных людей и попавших в тяжелые жизненные ситуации. Многие люди прошли через программы фонда, исправили свою жизнь, избавились от того, что их угнетало, что мешало им быть счастливыми и радостными людьми»– подчеркнул архипастырь, вручая Г.С. Воронину медаль святого апостола Петра II степени. В свою очередь Г.С. Воронин сердечно поблагодарил ректора Санкт-Петербургской духовной академии за тесное и благотворное сотрудничество между академией и фондом:
«От имени фонда благодарим Вас за особое отношение к сотрудникам и воспитанникам нашего фонда. Мы очень признательны Вам за то, что в стенах Духовной академии мы можем встречаться с нашими воспитанниками, с нашими выпускниками, коих прибывает с каждым годом. Сердечно благодарим Вас за архипастырское попечительство по отношению к нашим сотрудникам, к нашему фонду, а мы будем стараться, работать во славу Божию».За усердные труды на благо Духовной академии и в связи с памятной датой сотрудница академии Л.Г. Сергеева была награждена академической медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени.
Академической грамотой во внимание к усердным трудам на благо Духовной академии был отмечен шеф-повар академической столовой А.Г. Иванов.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения .
Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.
Пресс-служба СПбПДА