15 декабря в Книжной гостиной состоялось завершающее в 2016 году заседание Византийского кабинета. Его провел автор проекта «Византийский кабинет» заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат философских наук, доцент, священник Игорь Иванов.
Тема заседания — «Византия как цивилизационный архетип Европы: базовые концепты».
Как и ранее, по форме заседание представляло собой сочетание популярной лекции и круглого стола с видео-презентацией. О. Игорь рассказал о динамике развития европейской культуры от античного периода до периода Возрождения. Византийская цивилизация преобразила античные традиции, не только наполнив их христианским содержанием, но и сохранив для Европы лучшие образцы античной мысли. Ключевыми концептами христианского мировоззрения являются такие архетипические понятия, как Просвещение, Обновление и Возрождение, поскольку именно они связаны с Крещением, как духовным Рождением, Обновлением и Просвещением. К ним примыкают Преображение и Обожение. Нужно отметить, что сперва Европа приобщилась античной мысли в рамках римской эллинистической цивилизации, а затем в течение многих веков преображалась в христианской Церкви в рамках ромейской византийской цивилизации. Таким образом, именно посредством византийского содружества наций христианизировались европейские народы.
К сожалению, приходится констатировать, что новоевропейский проект XVI-XVIII веков, мотивирующийся секуляризацией и антиклерикализмом, произвел подмену понятий Возрождение, Просвещение и Обновление, связав их с возобновлением античных традиций в их языческом формате, без учета тысячелетней духовной работы, проделанной византийцами по осмыслению лучших образцов античности.
Отец Игорь проиллюстрировал влияние христианства на эллинистический идеал социальной пронии («промышления») на примере всплеска и развития благотворительности и социальной работы в Константинополе в IV-XI веках. Даже в период упадка византийская Церковь и общество стремились сохранить не только традиции социального попечения и классического образования, но и духовные традиции, например, исихазм.
Продолжением этой темы стал доклад сотрудника Эрмитажа, кандидата культурологии, византолога Натальи Александровны Ложкиной: «Преподобный Сергий Радонежский как деятель русского Православного Возрождения». Этот доклад касался роли исторической роли русского православного возрождения, которое генетически было связано с православным возрождением на Афоне и победой паламитского движения в Константинополе. Наталья Александровна особо обратила внимание на то, что термин «православное Возрождение» (XIV — XV вв.) в 1948 году ввел Петр Евграфович Ковалевский. Ему вторил Иван Концевич, говоря в своих трудах о «блестящей эпохе русского Возрождения». Рикардо Пиккио в своей книге «История древнерусской литературы» посвятил целую главу теме «славянское православное Возрождение». В свою очередь, протоиерей Иоанн Мейендорф употребляет термин: «исихастское Возрождение». А профессор СПбДА Гелиан Михайлович Прохоров использует два понятия «блестящее русское возрождение» наряду с понятием «политический исихазм».
Наталья Александровна, говоря о роли «православного Возрождения», подчеркнула, что даже угасающий Константинополь, предвидя свой политический закат, все силы вкладывал в укрепление православных традиций в странах «византийского содружества наций» (термин Д.Д. Оболенского) именно в контексте «православного Возрождения».
Участники заседания, среди которых были студенты бакалавриата Духовной академии и слушатели епархиальных курсов, активно задавали уточняющие вопросы, живо интересуясь историей православного Возрождения в частности, и византийской культуры и цивилизации в целом.
Пресс-служба СПбДА