25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Святой Четыредесятницы, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил великое повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона святого преподобного Андрея Критского.
За богослужением пели три академических хора, в храме молились сотрудники и студенты Духовной академии, прихожане академического храма.
По окончании великого повечерия владыка ректор обратился к молящимся со
словом проповеди. Напомнив о подвиге египетских христиан, казненных боевиками радикальной исламской группировки «ИГИЛ», архипастырь подчеркнул, что поприще Великого поста должно стать для нас временем укрепления нашей веры и любви ко Христу, пример которых мы имеем в лице тех, кто и в наше время, когда секулярная цивилизация всеми силами стремится низложить ценности христианской веры, не перестает свидетельствовать о своей верности Небесному Отцу.
Третья часть Великого покаянного канона, читаемая в этот день, отличается тем, что в песнях канона мы обращаемся также и к преподобной Марии Египетской. Тропари в честь преподобной Марии и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди (согласно свидетельству Никифора Каллиста).
Молитвенное обращение к преподобной Марии занимает особое место в Великом покаянном каноне. Святые отцы разделяют духовное восхождение человека на три этапа: покаяние, очищение и совершенство. Преподобный Андрей не ставил себе задачи подробно описать в Великом каноне эти высшие ступени духовного восхождения, но об этих ступенях он упоминает:
«Лестница, которую некогда видел великий из патриархов, служит указанием на восхождение делами, а вместе с тем, и на восшествие разумом; а потому, душа, если хочешь жить в деятельности, разумении и созерцании, – обновляйся». И в Великом каноне есть пример получения высшего дара духовного восхождения – преподобная Мария Египетская:
«Увидев в тебе, матерь, поистине новое чудо, ужаснулся божественный Зосима, – ведь он увидел ангела…»
Этот пример особо примечателен тем, что через покаянный плач, борьбу со страстями и подвиг воздержания преподобная Мария прошла долгий и многотрудный путь от самой бездны греховного падения до ангельской чистоты и духовного совершенства. Пример преподобной Марии призывает и нас не отчаиваться, но, взывая к Богу с мольбой о помощи, продолжать путь покаяния и молитвы, чтобы достичь цели нашей жизни – единения со Христом.
Пресс-служба СПбПДА