25 февраля 2015 года в домовом храме Санкт-Петербургской православной духовной академии были совершены последования утрени, великопостных часов, изобразительных и вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров появилась в конце V – начале VI веков в Антиохии во многом благодаря деятельности Антиохийского патриарха Севира. Известный литургист профессор Н.Д. Успенский пишет, что, по мнению большинства ученых, генезис Литургии Преждеосвященных находится в самопричащении, то есть в домашнем причащении Святым хлебом, принесенным из евхаристического собрания – практике, распространенной среди христиан во время гонений. Однако и после окончания преследований обычай самопричащения сохранялся во многих христианских общинах. Известно, что эту практику очень одобрял святитель Василий Великий, в свою очередь оказавший влияние на формирование чина Литургии Преждеосвященных Даров. «Хорошо и преполезно, – писал святитель, – каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: “ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный”». Из Антиохии Литургия Преждеосвященных распространилась по христианскому миру и была принята всей Вселенской Церковью. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Святой Четыредесятницы, для того чтобы не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии и вместе с тем не лишать верующих таинственного общения с Господом.Верующие причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей, полной Литургии, совершенной по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Они хранятся на дискосе на Престоле или жертвеннике.
Пресс-служба СПбПДА