На протяжении трех недель Церковь готовила православных христиан к вступлению в особый период духовной жизни – Великий пост. Около двух тысяч лет назад Бог сорок дней пребывал в посте и молитве в пустыни иудейской. Человек, видя пример своего Творца, понимая собственную ограниченность и неполноценность вне общения с Ним, следует его примеру. Но сам человек может только принести покаянный вздох. Остальное же во власти Создателя. Поэтому именно к деятельному покаянию и сокрушению о грехах призывается христианин в дни Четыредесятницы. Церковь, видя умаление Создателя в пустыни, умаляется до такой степени, что среди недели отлагает богослужение, за которым небо и земля становятся единым целым – Божественную литургию. Но для христиан перерыв в приобщении святых Тела и Крови Господа немыслим, даже если это всего одна неделя. Поэтому Церковь устанавливает особый умилительный чин причащения освященными ранее Дарами – Литургию Преждеосвященных Даров.
Это чинопоследование является высшей точкой и завершением особого великопостного богослужения: утрени, часов и вечерни. До Литургии вся служба пронизана призывами к покаянию, которые чередуется с чтением псалмов и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Но по мере приближения к Причастию, богослужение приобретает все более созерцательный характер, ибо «силы Небесныя с нами невидимо служат». Все творение замирает в ожидании Царя Славы, который ради человека «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:7-8). Однако не только созерцать призывает христианина Церковь, не только наблюдать со стороны, но с верой и любовью приступить и стать причастниками вечной жизни.
Божественной литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова предшествовали великопостная утреня, служба часов и изобразительны с вечерней, на которой ректор прочитал предначинательный псалом. Чин Литургии Преждесвященных Даров совершил архиепископ Амвросий в сослужении духовенства Академии.
После пения запричастного стиха студент II курса магистратуры Сергей Федоров произнес
проповедь о месте человека в иерархии тварного бытия.
Вечером в академических храмах было совершено великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского.
В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова канон прочитал архиепископ Петергофский Амвросий.
По окончании великого повечерия, по традиции, владыка обратился к молящимся с архипастырским
словом.
После проповеди владыки ректора священник Иоанн Никитин совершил заупокойную литию.
В храме Двенадцати апостолов покаянный канон в среду вечером прочитал священник Глеб Санюк.
Справка:
За Божественной литургией архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк, иеромонахи Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), священник Антоний Афанасьев; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Антоний Копаев, Роман Жук и иеродиакон Димитриан (Петца).
За богослужением пели: мужской хор под руководством чтеца Марка Качанкина и смешанный хор под руководством монахини Ксении (Каньшиной).
В храме Двенадцати апостолов Литургию совершил иеромонах Варфоломей (Магницкий) в сослужении секретаря Ученого совета иеромонаха Никодима (Хмырова), иеромонаха Онуфрия (Сонькина), иеродиаконов Агафангела (Кочеткова) и Феофана (Друганова).
Проповедь перед причастием произнес иеродиакон Агафангел (Кочетков). В конце богослужения со словом к молящимся обратился иеромонах Никодим (Хмыров).
Во время богослужения пел женский хор под управлением Лидии Масловой.
В храме Успения Божией Матери службу 3,6,9 часов, последование изобразительных и Литургию Преждеосвященных Даров совершил священник Иоанн Никитин в сослужении иеродиакона Иоанна (Галумова). Проповедь после отпуста изобразительных произнес студент 4 курса бакалавриата чтец Михаил Николаев.
Во время богослужения пели и читали воспитанники Факультета иностранных студентов.
Пресс-служба СПбДА