6-7 апреля 2014 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий совершил богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. После окончания Божественной литургии владыка вручил епархиальную награду сотруднице Духовной академии. За праздничной трапезой учащиеся академии поздравили владыку ректора с 20-летием монашеского пострига.
В воскресенье вечером в сослужении духовенства академического храма архиерей совершил всенощное бдение.
После пения тропарей на «Бог Господь» магистрант I курса библейско-богословского отделения чтец Сергей Белозерцев произнес проповедь.
На полиелее архиепископ Амвросий, священник Глеб Санюк, и протодиакон Кирилл Журавлев в составе трио исполнили величание праздника Благовещения «Архангельский глас вопием Ти, Чистая…».
Так как празднование Благовещения в этом году выпадает на седмичный день (понедельник Недели ваий), то всенощное бдение имеет ряд особенностей. Праздничное торжество сочетается с богослужебной строгостью великопостных будней. На утрени к канону добавляется трипеснец Триоди, великое славословие не поется, в конце утрени и на первом часе читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. В понедельник совершается полное последование будничных великопостных богослужений – 3, 6, 9 часы с изобразительными, которое завершается вечерней в соединении с Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста.
За Литургией владыке сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Григорий (Нанакудис); священник Константин Костромин, секретарь Ученого совета и заведующий аспирантурой Духовной академии; иеромонахи Геннадий (Поляков), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлев; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц, Георгий Бойченко и Александр Хорошилов. Чин исповеди совершил священник Андрей Парафенюк.
После чтения Евангелия священник Константин Костромин произнес проповедь, на примере события Благовещения Пресвятой Богородицы напомнив о том, каким должно быть слово благовестия из уст православного миссионера, для того, чтобы оно было понято слушающими и подвигло бы их к спасительному пути.
Во время причащения духовенства проповедь произнес магистрант I курса библейско-богословского отделения чтец Руфин Исаев.
Богослужение завершилось славлением в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Обращаясь с архипастырским словом владыка поздравил всех участников торжества с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также напомнил о том, что 7 апреля (25 марта по ст. стилю) 1925 года преставился ко Господу выпускник Санкт-Петербургской духовной академии священноисповедник Святейший Патриарх Московский и все Руси Тихон. Отметив высоту и нечеловеческую тяжесть исповеднического подвига святителя Тихона, принявшего управлением кораблем Святой Церкви в годину лютых гонений, владыка призвал к молитве и о нынешнем Предстоятеле Русской Церкви – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, чтобы Господь укрепил его своей благодатью:
«Благая весть, которую услышала Пречистая, имеет отношение ко всем людям: и к жившим прежде нас, и к живущим ныне, и к тем многим, которым еще предстоит пройти нелегкий путь земного бытия. Но огромное счастье заключается в том, что эта весть особенным образом имеет отношение к судьбе каждого из нас – христиан, избравших путь не только следования за Христом, но и непосредственного служения основанной Им на земле Его Святой Церкви, восходящей к Небесному Царству. Поэтому прозвучавшая тогда в Назарете благая весть сегодня исполняет нас надежды и мужества, воодушевляет идти дальше по пути, ведущему нас в вечность. Одним из примеров такой жизни может являться жизнь выпускника нашей Духовной Академии – святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, который в нынешний день окончил путь своего земного бытия. Вчера, в Неделю пятую Великого поста мы совершали богослужение в том самом здании и в том самом храме, где учился, молился будущий монах, архиерей и Всероссийский Патриарх. Именно в Пятую Неделю Четыредесятницы он отслужил свою последнюю литургию. А в день Благовещения Пресвятой Богородицы, будучи до этого неоднократно подвержен беспощадному и жестокому давлению со стороны власти, измотанный и истерзанный душой от всех тех трагических событий и процессов, он предал свой дух в руки Божии. Вчера на молебне перед святым образом святителя, в храме Двенадцати апостолов, мы молились и о том, чтобы Господь укрепил нашего Патриарха Кирилла, чье служение очень сходно со служением Патриарха Тихона. События начала XX века сегодня в какой-то мере повторяются, захлестывая не только страны Святой Руси, но и оказывая свое негативное воздействие на ситуацию в Церкви, и только одному Богу известно, какую огромную тяжесть несет на своих плечах Предстоятель Церкви. Вспоминая святителя Тихона и проводя эту параллель, я бы хотел попросить у всех вас молитв о нашей Церкви, ее Предстоятеле, о единокровных и единоверных народах. Это особенно актуально на фоне той вражды, которая сегодня все больше и больше входит в жизнь отдельных государств, инициируется антихристианскими правительствами, пытающимися разрушить самое главное – то, о чем благовествовал архангел Гавриил Деве Марии, пытающимися разорить границы Святой Церкви, поссорить братьев во Христе. Воздействуя через своих земных приспешников, враг рода человеческого старается сделать все, чтобы даже для христиан главным был уже не Христос, а экономика, политика, власть, деньги, национальность, религиозный признак, этнофилетизм. Мы живем в очень сложное и очень тревожное время. Мы не можем не благодарить Бога за те милости, которые Он посылал нам за прошедшие 20 лет. Но это было временем нашего воспитания, некой детскости, время определенного периода в жизни нашей Церкви. И не всегда мы использовали это время так, как хотел бы видеть это Господь. Сегодня мы отчасти пожинаем прежде допущенные собственные ошибки, и в то же время тревожные события мобилизует нас на то, чтобы их исправить, изменить свою жизнь, в полной мере осуществить наше призвание с глубокой верой и великой надеждой именно так, как это делал Святейший Патриарх Тихон. По земным меркам он, возможно, в какой-то степени был неудачником, но если взирать на его служение и земную жизнь с точки зрения вечности, то из той братоубийственной смуты, через которую ему пришлось провести Святую Русскую Православную Церковь, он вышел победителем… Будем молиться о нашей Церкви и ее Предстоятеле. Будем молиться и о том, чтобы Господь дал нам свою благодать, без которой невозможно преодолеть никакие гонения и испытания, которые, как я и прежде говорил вам, в самом ближайшем, быть может, будущем ожидают каждого из нас. Кто знает: быть может, мы снова разделим судьбу тех людей, которые отстояли Церковь в XX веке? И даже если внешне это будет происходить совершенно по-иному, то брань между Богом и дьяволом всегда одинакова и совершается во все времена, а поле битвы – это наши с вами сердца».
По случаю праздника Благовещения, во внимание к многолетним трудам на благо духовной академии и в связи с юбилейной датой архиепископ Амвросий вручил наградную грамоту от правящего архиерея Санкт-Петербургской и Ладожской митрополии сотруднице академической библиотеки А.Г. Тельпис.
За праздничной трапезой коллективы богослужебных хоров Духовной академии, сотрудники Издательского отдела, студенты Иконописного отделения и Факультета иностранных студентов сердечно поздравили владыку ректора с 20-летием монашеского пострига, вручив букеты цветов и памятные подарки с пожеланием помощи Божией, покрова и заступничества Пресвятой Богородицы, крепкого здоровья, сил и дальнейших успехов. В свою владыка, поблагодарив за поздравления, рассказал о первых днях своей монашеской жизни в стенах Московской духовной академии, и о примере высокой духовной жизни преподавателей и наставников, под влиянием которых проходило его собственное духовное становление и воспитание.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Тысячи лет назад, преступлением Божественной заповеди, первые люди были осуждены на страдания и смерть. Однако Бог не оставил свое творение. Уже тогда в райском саду под сенью рокового древа прозвучали слова, подавшие падшему человечеству надежду на спасение – возвращение в блаженное состояние подлинного бытия в единстве с Богом. Но как, при каком условии могло произойти спасение? Должно ли это было стать исключительно актом Божественной воли без какого-либо участия человека? Или что же такое требовалось от падшего человечества для того, чтобы вновь обрести возможность воссоединиться со своим Творцом в неизреченном вечном блаженстве?
Всеблагой Бог по образу Своему создал свободные и разумные существа, чтобы разделить с ними радость жизни, радость и счастье бытия. Но человек, соблазненный падшим духом, направил свою свободную волю против Бога, забыв о том, что в Его Деснице дыхание и жизнь созданных Им существ. Восстав против Божественной заповеди, человек добровольно лишил себя источника своего бытия, стал смертным и подверженным всякому греху. Но Бог желает спасти мир – не для страдания и смерти Он создавал его. Однако грехопадение настолько глубоко поразило человеческую природу, что избавить ее от власти греха и смерти смог только воплотившийся в смертное человеческое естество Сын Божий, истинный Бог Иисус Христос, вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Но кто сможет принять в себя Бога? Кто сможет вместить всю полноту Божества? Архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что Она станет Матерью воплотившегося Бога. Как же это стало возможно для падшего человека? Православная Церковь учит, что подобно всем людям Дева Мария была рождена в естестве, поврежденном первородным грехом. Но она становится Матерью Самого Бога. Усилием собственной свободной воли она сделала Себя достойной этой величайшей чести. Именно свободной волей. Пресвятая Дева была самым обычным человеком. Только благодаря Своим личным качествам, Своей любви и состраданию, Своей работе над Собой Она достигла такой исключительной сердечной и душевной чистоты, что яд первородного грех больше не имел над Ее волей своей разрушительной силы. Подобно лучезарной звезде, воссиявшей среди сгущающегося мрака, явилась Пресвятая Дева среди погибающего в страстях и пороках человечества, личным подвигом своей жизни сделав возможным приход Спасителя в мир.
«Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», – смиренно отвечает Пречистая Владычица на ангельское приветствие. И эти смиренные слова – венец Ее подвига, это именно то последнее условие, при котором стало возможно спасение человечества! Это было то необходимое свободное движение человеческой воли навстречу воли Божества. Бог все сделал ради спасения человека. Но среди тысяч и миллионов не было той, благодаря которой пришел бы Христос. И вот этот момент настал. Самая чистая и непорочная среди людей свободно и полностью отдала Свою волю навстречу воле Божественной. Главное условие для возможности человеческого спасения оказалось выполненным – воля Божия и воля человеческая соединились в едином порыве, в едином деле. Жертвенная любовь Божия и жертвенный подвиг смирения со стороны человечества – в лице Пречистой Девы Марии. Это тот момент, которого ждали тысячелетиями, ради которого жили, совершали подвиги и умирали праведники. Ради Пречистой Приснодевы был избран еврейский народ. Одна-единственная среди миллионов…
Этот необыкновенный смысл раскрывают перед нами Богослужебные тексты праздника Рождества Христова. На праздничной Великой вечерне, в стихирах на «Господи воззвах» поются такие слова: «Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас!».
Бесконечно величие Ее подвига во имя спасения человечества. Она не устрашилась трудностей уготованного Ей пути, не усомнилась в возможности того, что должно произойти. И сегодня мы, в веселии и радости восхваляя и прославляя Ее, воспеваем: «Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Той же и мы великим гласом воспоем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Пресс-служба СПбПДА