В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры 

В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры 
28-29 мая 2016 года, в Неделю 5-ю по Пасхе Христовой, в трех домовых храмах Духовной Академии прошли праздничные богослужения. За Божественной литургией в воскресный день архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры иподиакона Федора Ибрагимова. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  Накануне воскресного дня студенты, преподаватели и сотрудники Академии также молились в трех домовых храмах. Богослужение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Амвросий. Перед чтением первого часа владыка возвел студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Федора Ибрагимова в иподиакона. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  В храме Двенадцати апостолов богослужение возглавил священник Андрей Парафенюк. Ему сослужили иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Лука (Пронских); иеродиакон Алексий (Дурнев) и диакон Иоанн Никитин. В Успенском храме богослужение совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении иеродиакона Владимира (Палибрка) и диакона Сергия Макарова. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  Проповеди на вечерних богослужениях произнесли: студент I курса церковно-практического отделения магистратуры чтец Роман Иванов (храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова), и студент 3 курса бакалавриата Антон Мотин (храм Двенадцати апостолов). За Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископу Амвросию сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев); священник Александр Юй, иеромонахи Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиакон Димитрий (Кубеция) и диакон Антоний Копаев. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  Перед началом богослужения архиепископ Амвросий возвел во иподиакона студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Андрея Бондарева. По традиции Духовной Академии после чтения Апостольского зачала на церковно-славянском языке, оно было прочитано и по-русски. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  После чтения Евангельского повествования о беседе Иисуса Христа с самарянкой близ города Сихем, студент 3 курса бакалавриата Алексей Миллер произнес проповедь на тему прочитанного зачала. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  По окончании евхаристического канона архиепископ Амвросий рукоположил иподиакона Федора Ибрагимова во диакона. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  За богослужением пели три хора Духовной Академии. Богослужение завершилось пасхальным крестным ходом вокруг здания Духовной Академии. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  После отпуста архиепископ Амвросий обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«В нынешний день мы размышляем об источнике живой воды, о котором так ярко было рассказано в евангельском чтении. Начиная жизненный путь, каждый из нас проходит через неизвестность, но на этом пути мы встречаем разные источники: одни необходимы нам для земного, физического существования, другие отрывают нас от земли и возносят на небо. Человек состоит не только из тела, но еще и из души. И каждый его состав требует соответствующей пищи. Мы ежедневно нуждаемся в питании, в источнике обычной  воды, из которой в основном состоит наш организм. Но этого недостаточно. В какие бы самые лучшие условия человек не был бы помещен, он никогда не будет удовлетворен этими материальными благами, потому что другая его часть остается голодной. Часто бывает так, что человек ищет не там. И очень часто вместо того, чтобы прибегать к источнику чистой, живой воды, он находит источники отравленные и пытается утолить жажду из них. 
Господь является единственным источником, Который дает подлинную радость жизни. Даже находясь в Церкви, мы подчас испытываем и ропот, и недовольство, и неудовлетворение. Все это происходит только оттого, что внешне пребывая в Церкви, мы на самом деле отрываемся от этого спасительного источника и перестаем припадать к его живительным водам. В этом причина нестроений, в этом причина уныния, печали и неудовлетворенности. На земле источником жизни для нас, конечно же является Церковь, в которой мы получаем самое главное – пищу и питие Божественной Евхаристии. Поэтому я в этот день сердечно поздравляю всех тех, кто причастился Святых Христовых Таин, ведь каждый раз, вкушая Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего, мы причащаемся жизни, мы вновь и вновь обновляем свою земную жизнь для того, чтобы она стала жизнью, простирающейся в Вечность. Один современный богослов сказал о том, что тот, кто в своей жизни желает и ищет подлинной свободы во Христе, правды, милости и любви, тот способен напитаться всем этим от Источника жизни, Которым является Христос. Те же люди, которые ищут в своей жизни корысти, клеветы и неправды – всего того, что мы именуем грехом и страстью, те тоже питаются от источника, но этим источником является дьявол, который тоже по-своему их насыщает, при этом отравляет их человеческую природу и уводит со спасительной дороги, ведущей в Царство Небесное. Поэтому ежедневно и ежечасно будем проверять свое собственное сердце и пытаться понять, к какому же источнику в данный момент мы прибегаем: к Источнику жизни вечной или к источнику смерти, к Источнику живительных вод или к водам смертоносным и отравленным. Так, постоянно проверяя свое сердце, мы обезопасим себя и сможем найти правильный ориентир на дороге жизни, который поможет нам предохранить себя от отравы, разлагающей человека и лишающей его человеческого облика. Пусть Источник жизни вечной всегда будет самым главным источником пищи для души, для нашей земной жизни, которая, верим, не прекратится с ее физическим расставанием, но обязательно продлится в вечности с Богом.»
С годовщиной диаконской хиротонии от лица преподавателей, учащих и учащихся Духовной Академии владыку поздравил иеромонах Марк (Святогоров). Священник Андрей Парафенюк совершил воскресную Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов. Накануне вечером и за Литургией пел малый состав женского хора. В годовщину своей диаконской хиротонии архиепископ Амвросий рукоположил во диакона студента магистратуры  Иеромонах Геннадий (Поляков) совершил богослужение в Успенском храме. Пел хор Факультета иностранных студентов. На заупокойной ектении были вознесены молитвы об упокоении душ усопших: Преосвященного митрополита Антония (Мельникова), 30 лет преставления которого исполнилось в этот день, и новопреставленных архиереев-выпускников Ленинградской Духовной Академии – Преосвященного митрополита Феодосия (Процюка), скончавшегося на 90-м году жизни 28 мая, и Преосвященного архиепископа (на покое) Благовещенского Гавриила (Стеблюченко).

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНЫНЕ. О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ ДУХОМ И ИСТИНОЮ

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот (Ин. 14:6). Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть (Ин. 17:17; Кол. 1:16). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого[1]. Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вcu прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1:16-17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества. Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он — Дух, от Отца исходящий. Он — Дух Святой Божий. Он — Дух Сына как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:13). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика иматъ Отец, Моя суть (Ин. 16:14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа. Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы. Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу, потому что Дух Святой вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, — говорит апостол, — посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения. Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6), — сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1Ин. 2:23), иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! Никтоже может, — сказал апостол, — рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3). Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Христов (Рим. 8:9). Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, — сказал преподобный Марк Подвижник, — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе»[11]. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно ко злу, как засвидетельствовал Сам Бог: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21). Вы, зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим (Мф.7:11; Лк. 11:13). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения. По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души, отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, — сказал Господь, — воистину ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8:31-32). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло. Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает (Ин. 8:43), — сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его святом Евангелии! Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которыми оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него (Пс. 118:29). Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком:Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим (Пс. 113:32-34). Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, Который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, Который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о Себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя (Пс. 118:63).

Человек, доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться, он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах (Пс. 118:131). Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, покланяющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 29.05.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter