В этом году преддверие престольного праздника домового храма для начальствующих, учащих и учащихся Духовной академии было ознаменовано радостным и особо значимым событием: в храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был принесен ковчег с мощами великих святых богословов Церкви: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, блаженного Августина, епископа Гиппонского, блаженного Иеронима Стридонского и свт. Амвросия Медиоланского.
Реликварий с великими святынями христианского мира был доставлен в храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 октября, перед началом всенощного бдения. Ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий, предваряя внесение святыни в храм, обратился к собравшимся иерархам, духовенству, учащим, учащимся и гостям академии, рассказав о важности и глубокой духовной символике принесения в храм академии на вечное хранение мощей тех святых, которые почитаются христианами как великие богословы, и чьи труды являются обязательными к изучению для будущих священнослужителей православной Церкви.
Затем архиепископ Петергофский Амвросий и архиепископ Сурожский Елисей встретили ковчег со святыми мощами в притворе академического храма и под торжественное пение тропаря «Боже отец наших» внесли его в храм. Крестообразно осенив святыней молящихся с амвона, архиереи установили реликварий на приготовленном рядом с праздничной иконой месте в центре храма.
В дар Санкт-Петербургской православной духовной академии святыню передал Центр по изучению православных святынь при Российском Православном Университете им. св. ап. и ев. Иоанна Богослова (руководитель Центра – М.В. Артеев) при поддержке Союза православных предпринимателей Санкт-Петербурга и лично главы союза В.К. Жуковича. Центр занимается идентификацией и изучением подлинности реликвий, прилагает силы для перенесения мощей православных святых, хранящихся, в частности, в запасниках музеев Западных стран в храмы Русской Православной Церкви.
Торжественное всенощное бдение совершили архиепископ Амвросий, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Глазовский и Игринский Виктор в сослужении заслуженного профессора протоиерея Василия Стойкова, первого проректора Духовной академии; архимандрита Евсевия (Дангаласа), клирика Иерусалимской Православной Церкви; архимандрита Александра (Федорова), заведующего Иконописным отделением Санкт-Петербургской духовной академии; архимандрита Георгия (Гурчиани), клирика Грузинской Православной Церкви; архимандрита Исидора (Минаева), настоятеля храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала; многочисленного духовенства из числа гостей академии в священном сане, прибывших на торжества престольного праздника и актового дня, и клириков академического храма.
Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Маркович
За богослужением молились руководитель Центра по изучению православных святынь при РПУ М.В. Артеев, генеральный директор Союза православных предпринимателей Санкт-Петербурга В. К. Жукович, преподаватели, сотрудники и учащиеся Духовной академии, многочисленные прихожане академического храма.
Пели три хора: мужской хор под управлением иеромонаха Матфея (Шарова), смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой.
После пения тропарей на «Бог Господь» проповедь произнес магистрант II курса академии чтец Сергий Шпагин.
В церковном календаре день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова приравнивается к дню памяти великих святых, богослужебный устав предписывает совершение праздничного всенощного бдения с литией. В память о страданиях, принятых апостолом Иоанном за евангельскую проповедь, тяжелых трудов, подъятых им ради благовестия слова Божия, духовенство совершает богослужение в ризах красного цвета, символизирующих мученический подвиг.
«Зритель неизреченных откровений,
и сказатель вышних Божиих таин,
сын Зеведеев, написав нам Христово Евангелие,
богословити Отца, и Сына, и Духа Святаго, научил есть».
Этими словами Святая Церковь прославляет ближайшего и любимого ученика Господа Иисуса Христа апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнее предание повествует, что святой Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери праведного Иосифа Обручника. События и обстоятельства детства и ранней юности будущего апостола и величайшего богослова доподлинно нам не известны. Евангелия свидетельствуют, что Иоанн вместе со своим старшим братом Иаковом помогал своему отцу в рыболовном деле до тех пор, пока Христос не призвал их на проповедь пришедшего в мир Небесного Царства.
Апостол Иоанн Богослов со своей горячей верностью Божественному Учителю, безграничной пылкой любовью и даже некоторой резкостью занимает особое место среди учеников Христа. Евангельское повествование говорит нам о том, что Иоанн непрестанно пребывал рядом с Иисусом Христом, принимая участие во всех важнейших событиях земной жизни Спасителя. Он был свидетелем нагорной проповеди Христа, чудесного умножения хлебов, на фаворской горе лицезрел Неизреченный Свет Преображения, на Тайной вечере возлежал на персях воплотившегося Сына Божия. Он был рядом со Христом в роковую ночь в Гефсиманском саду… Во дворе архиерейского дома, когда отрекся самый ревностный и горячий из апостолов Петр, Иоанн не оставил Учителя, продолжая бесстрашно следовать за Ним по дороге спасительных для человеческого рода страданий. Единственный из апостолов, Иоанн предстоял перед Крестом распятого Сына Божия и словами Спасителя сподобился быть усыновленным Его Пречистой Матерью.
После смерти и погребения Христа апостол Иоанн, узнав от жен-мироносиц о том, что гробница пуста, вместе с апостолом Петром поспешил к погребальной пещере и, увидев лежащие плащаницы, первым из учеников безо всякого сомнения уверовал в Воскресение Христа, в отличие от Петра, отошедшего от гроба лишь «дивяся бывшему».
Вся последующая долгая жизнь апостола стала непрестанным живым свидетельством о пришедшем в мир Небесном Царстве. Одним из центров его проповеди был город Эфес, располагавшийся на территории современной Сирии. Апостол Иоанн Богослов бесстрашно проповедовал слово Божие язычникам, не раз подвергаясь страданиям за имя Христово, однако, подкрепляемая многочисленными чудесами, его проповедь имела большой успех. Отправленный языческими властями в ссылку на пустынный остров Патмос в Эгейском море, «зритель неизреченных откровений» был удостоен от Господа стать свидетелем последних судеб мира. Скончался апостол и евангелист Иоанн в глубокой старости в окружении преданных учеников. Впоследствии, желая обрести мощи апостола, христиане открыли могилу, но не нашли там честных останков.
Апостола Иоанна называют любимейшим учеником Христа, но это ни в коем случае не говорит о том, что Бог кого-то особенно выделяет или кого-то любит больше остальных. Это свидетельствует о том, что Иоанн Богослов сам, силой своей ответной любви, намного больше остальных откликнулся на обращенный призыв Божественной Любви, тем самым приблизившись к Богу. Весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова – это служение Любви, благодаря которой он смог стать настолько близким Богу, что ему были открыты самые таинственные Божественные истины – написанное им Евангелие поразительно отличается недостижимой высотой богословской мысли, ясным пониманием главной идеи Спасительного пришествия в мир Сына Божия, самых глубинных и таинственных основ бытия, лежащих за границей обычного человеческого разума.
Завтра, в день престольного торжества храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской православной духовной академии, Божественную литургию совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении семи архиереев и множества духовенства из числа выпускников и гостей академии. Начало Богослужения в 9:00.
Пресс-служба СПбПДА