– поделился архимандрит Александр (Федоров). Отношение Сергея Ивановича к иконе было особенным:«Как педагог Сергей Иванович был исключительным человеком, и те, кто с ним работали, давали самые настоящие всходы, слушая своего наставника, впитывая, что он говорил. Эти плоды приносятся и сегодня»,
– считал С.И. Голубев. Гости вечера рассказали и о совместной работе с Сергеем Ивановичем в Русском музее. Они продемонстрировали редкие кадры, которые не всегда можно увидеть в книгах – процесс реставрации икон XVI-XIX веков, фотографии икон в инфракрасном свете, и в рентгеновских лучах. Всё это было нужно для того, чтобы обнаружить самые ранние слои краски. Сергея Ивановича, по воспоминаниям коллег, отличало очень ответственное отношение к каждому памятнику иконописи, а также высокие требования к себе и окружающим при реставрации.«Икона это не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. <…> Один богослов сказал, что икона – прежде всего произведение искусства, – нет, категорически нет! <…> Икона – это величайший духовный феномен. Все наши ошибки в том, что мы смотрим и анализируем её как произведение искусства»,
– говорил Сергей Иванович. С.И. Голубев глубоко осознавал, что в настоящее время понимание иконы уже совершенно искаженное, и вернуть это высшее искусство уже практически невозможно. И при этом необходимо каждому, кто захотел пойти по пути этого служения, найти своё место:«Писание иконы и её реставрация — это такая странная вещь: если дать себе послабление, то образ пропадет. Обязательно нужен духовный накал, потому что все делается в состоянии духовного горения. Работая над иконой, надо увидеть образ сердцем»
Оглядываясь на жизненный путь С.И. Голубева, можно сказать, что все сферы его деятельности: работа в музее, преподавание и труд иконописца, – были нераздельно вплетены одна в другую. Плоды его деятельности по сей день сохраняются в отреставрированных им древних иконах и написанных образах, наставлениях для музейных реставраторов, иконописцев и в памяти всех, приобщенных им к высотам духа, запечатленных в памятниках иконописи. Пресс-служба СПбДА«Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой смысловой и символической насыщенностью. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать иконографию, Священное Писание, Отцов Церкви».