21-22 марта 2015 года в домовых храмах Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли богослужения 4-ой Недели Великого поста, посвященной дню памяти преподобного Иоанна Лествичника. В академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова всенощное бдение и Божественную литургию совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
За богослужениями пел хор Факультета иностранных студентов под управлением студентки 3 курса Регентского отделения Юлия Пархоменко.
Преподобный Иоанн Лествичник. Путь к Небесным обителям.
В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память великого подвижника благочестия — преподобного Иоанна Лествичника.
Святой Иоанн родился в XI веке в семье знатных константинопольских граждан Ксенофонта и Марии (впоследствии, родители преподобного Иоанна были прославлены в лике святых, их память празднуется 8 февраля). Для получения более полного и разностороннего образования родители отправили шестнадцатилетнего Иоанна и его брата Аркадия в город Бейрут. Но во время путешествия корабль, на котором плыли братья, потерпел крушение. Промыслом Вседержителя Иоанн и Аркадий были чудесным образом спасены от гибели и выброшены волнами на морской берег в разных местах.
Благодаря Бога за чудесное спасение и скорбя о потере брата, юный Иоанн решается оставить мир и приходит на Синайскую гору, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. В двадцатилетнем возрасте он принимает иноческий постриг и почти двадцать лет подвизается под руководством аввы Мартирия. После смерти своего старца он удаляется в безмолвное место, называемое Фола, где в течении долгих сорока лет несет подвиг отшельника в строгом посте, непрестанной молитве, уединении и безмолвии. Отличительной чертой подвижничества святого Иоанна было то, что он не предпринимал каких-то особых внешних подвигов — таких как отказ от вкушения пищи, стояние на столпе или бессонные ночи. Многое время проводил в молитве и чтении душеспасительных книг. Во всей своей внешней жизни Иоанн старался действовать с осторожностью, не допуская крайностей, опасных для души. Но это нисколько не мешало ему в своей внутренней духовной жизни безгранично стремиться к Божественному Свету. Проникнутый безмерной любовью ко Господу он непрестанно пребывал в покаянном чувстве, сокрушаясь о своих грехах.
После сорока лет подвигов святой Иоанн сделался игуменом синайского монастыря, однако уже через четыре года он вновь удалился в уединение и мирно отошел ко Господу, ради Которого в раннем возрасте отказался от мира и встал на борьбу со своим падшим страстным естеством.
Святой Иоанн не только прошел путь от мирского жития к небесным обителям, но оставил нам бесценный дар — свой аскетический опыт, записанный в книге названной «Лествицей». Указанный образ символизирует постепенное восхождение падшего человеческого естества к своему Творцу. На различных ступенях «Лествицы», число которых — тридцать — равно числу земных лет Христа Спасителя перед выходом на проповедь, описывается борьба с различными страстями и пороками, которые подвижнику следует преодолеть. Вместе с этим, творения святого Иоанна руководят человека к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан. На первой ступени «Лествицы» вставшему на путь спасения предлагается слово об отречении от мирского жития, последняя же высшая ступень рассказывает о союзе и действии в душе человека трех величайших христианских добродетелей веры, надежды и любви. Но та высота, к которой призывает нас «Лествица», не есть цель исключительно монашеского жития, всякий человек, желающий достичь небесного Царства должен пройти ее ступени.
Не случайно, именно в спасительное время Великого поста, святая Церковь отмечает память преподобного Иоанна. Для нас его святая жизнь, направленная, прежде всего, не на внешнее, но на внутреннее делание — действенный пример для подражания, в его творениях наиболее доступным нам образом подробно и ясно рассказывается о подвиге, который должны понести все христиане.
Жизнь христианина это трудный путь — путь непрестанного восхождения. Начало этого пути — решительный отказ от рабства миру, служения преходящим заботам и радостям земной жизни, устремленность к обретению подлинного бытия в единстве с Богом. Середина этого пути — слезное искреннее покаяние, жестокая брань против восстающих страстей падшего естества, подогреваемых действиями злых духов, единственная цель которых лишить человека вечного блаженства, всеми возможными способами сбросить его со спасительной лестницы. И наконец окончание, венец этого пути, его вершина — вечная, блаженная жизнь в любви и неизреченной радости, озаренная ослепительным сиянием Невечернего Божественного Света…
Из поучений преподобного Иоанна Лествичника о посте и молитве:
«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет».
«Многаглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, расточение внимания, помрачение молитвы.
Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, страж помыслов, враг дерзости, причащение разума. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно».
«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой».
«Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни».
Сорок мучеников севастийских
В эпоху правления императоров Константина и Лициния в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались исполнять приказ императора Лициния и принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
Несколько дней воинов допрашивали и пытались уговорить отречься от Христа, но они остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Пресс-служба СПбПДА