«Праздник, который мы отмечаем – особый. Мы всякий раз с трепетом и молитвой обращаемся к святителю Григорию Паламе, который жил задолго до нынешнего времени, служил в далекой отсюда стране, но слово, молитва, учение которого сохранились и распространились по всей земле, как и опыт жизни во Христе. И этот день доказывает всем нам, что Бог рядом, что Он всегда присутствует с нами и лишь только помраченные человеческие очи не способны вовремя это увидеть, а сердце, закрытое терниями и волчцами, не способно распознать Того, Кто ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно готов не только протянуть нам руку помощи, но особым образом приходит в нашу жизнь. Таким Его созерцали святые апостолы Петр, Иоанн, Иаков на горе Фавор. Не столько Господь преобразился перед ними, сколько было преображено их зрение, открытое в такой степени, что они увидели Господа Иисуса Христа, пусть отчасти, но именно таким, какой Он есть.
«Бога человекам не возможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати», – поет Святая Церковь. Однако же, через Богородицу Христос пришел в этот мир, Единородный Сын стал одним из нас. Именно таким -одним из нас, воспринимало Его общество, в котором Он жил, и только изредка, особым образом – Духом Святым – некоторые из Его апостолов узнавали в Нем Единородного Сына Божия.
Сегодняшний праздник — это действительно день, в который каждый из христиан призывается поразмыслить над своим призванием, над целью своей жизни и над тем, что произошло на горе Фавор, чему впоследствии учил святитель Григорий Палама, который говорил, что свет, увиденный учениками на отрогах святой горы, есть не просто свет сотворенный, подобный солнечному, который озаряет, освещает, дает тепло и оживляет нашу жизнь и природу, но есть само присутствие Божества, есть само явление Бога в Его нетварных энергиях. И Его способны увидеть чистые сердцем. Такими были преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский. Как апостолы, видевшие Преображение Господа на Фаворской горе, они лицезрели во Свете Того, Кого невозможно видеть обычным человеческим зрением.
Нынешний день – это день благодарности Богу за то, что Он не оставляет нас, за то, что Он проникает в нашу жизнь, даже если мы Его не видим из-за собственной неспособности. Однако именно через такие праздники и события мы узнаем о возможности, которая дарована каждому человеку, о возможности, которая дается как очевидность в жизни во Христе. В жизни мы не должны искать ни света, особенных переживаний, а только Христа. Любить Его, без всякого эгоизма, так же, как мы учимся и в итоге должны любить других людей. И если эта любовь корыстна, то это не любовь. А если любовь жертвенна, тогда ничего не нужно. В то же время мы получаем великие дары, потому что не ищем сами эти дары, а стараемся идти за Тем, Кто для нас источник мира, милости, мира и любви.
Слово святителя Григория Паламы особенно сильно именно потому, что его учение происходит не от ума, не из книг, а из собственного опыта жизни во Христе. Именно такое слово всегда особенно действенно. Именно такое слово разбивает в прах доводы противников, потому что люди, живущие во Христе и очищающие свое сердце, говорят с особой силой, и эта сила проникает в сердца и умы окружающих и передается другим людям. Таким был святитель Григорий Палама. Он был человеком, для которого келья, книга, затвор, пустыня были бы намного более естественными, нежели славная и великая епархия Фессалоник. Однако именно по своему послушанию он принял этот крест. Он относился к тем людям, которые не хотели быть администраторами, не хотели обладать некими полномочиями, властью и решать вопросы, связанные с внешним устройством епархиальной церковной жизни. Эти люди жили прежде всего общением с Богом и для таких как святой Григорий Палама намного более прекрасным, вожделенным и желаемым было бы удаление от всей этой суеты. Но однажды, в сонном видении он увидел святого великомученика Димитрия Солунского, который убедил его не оставлять Фессалоник. И такому избранию он уже не стал противиться.
Вот такой жизнью жили люди, которых мы с вами прославляем. И этот опыт созерцания нетварного божественного света, стремление жить в любви ко Христу и следовать Ему – все это ковалось, да и до сих пор куётся, не в академических и семинарских аудиториях, не в библиотеках или общественных собраниях, не в диспутах и конференциях, а в университетах пустыни, в кельях, в тех монастырях, где совершается жизнь во Христе, подчас, недоступная человеческому глазу. Но она совершается таким образом, что мы, хотя и люди далекие, все же способны хотя бы в малой степени быть причастниками опыта тех святых, одним из которых является святитель Григорий Палама, а вслед за ним и многие другие, просиявшие в подвиге преподобных и праведных, кто и ныне совершает свою невидимую для мира подвижническую жизнь. Дай Господи и нам не игнорировать этот опыт, а стараться его понять и, насколько это возможно, вместить в свою собственную жизнь».
Опубликовано 12.03.2017 | | Печать