25 апреля 2016 года, в Великий понедельник, в домовых академических храмах в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Успения Пресвятой Богородицы были совершены богослужения первого дня Страстной седмицы: часы с чтением Евангелия, изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров.
В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужения совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. На часах владыка прочитал положенные по Уставу главы из Евангелия от Иоанна.
За Литургией архиерею сослужили: архимандрит Софроний (Смук); священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев) и Лука (Пронских); протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Алексий (Дурнев) и Владимир (Палибрк); диакон Анатолий Коряковский.
За Литургией пели три академических хора, в храме молились сотрудники и студенты всех отделений Духовной Академии.
После чтения Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров с проповедью к молящимся обратился аспирант Александр Копцев.
Песнопение «Да исправится молитва моя…» было исполнено трио в составе студента 2 курса Константина Бабака, студента 3 курса Михаила Розвадовского и студента II курса магистратуры Иоанна Халюты в сопровождении смешанного хора Духовной Академии.
По окончании Божественной литургии владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом, напомнив о евангельском образе неплодной смоковницы, который Церковь вспоминает в первый день Страстной седмицы. Владыка подчеркнул, что причиной гибели смоковницы стало не проклятие, но ее бесплодие. Образ бесплодной смоковницы необычайно актуален для нас: мы постоянно теряем те возможности для духовного роста и делания, которые Господь посылает нам, и беспечно расточаем данные нам таланты. Судьба смоковницы должна стать для нас предупреждением и назиданием:
В сегодняшний день, вспоминая о проклятии бесплодной смоковницы, мы размышляем над бесплодием и бесполезностью, от которых предостерегает всех нас Господь.
Горе тем, кто не осуществил своего предназначения на земле. Будь это отдельный человек или целый народ, — если он отказался принести добрые плоды, то наказывает сам себя. Церковь сегодня приводит нам евангельский образ, который отобразил событие, произошедшее во время земной жизни Спасителя. Страстной Понедельник напоминает нам о бесплодной смоковнице, которую Христос проклял за то, что она не принесла плодов. По Его слову это дерево засохло. Не потому, что Господь проявил немилосердие и жестокость, а потому, что древо оказалось бесполезным. Это событие стало иллюстрацией бесплодия всего прежде богоизбранного народа, а затем и отдельных людей.
Каждый из нас обладает теми или иными талантами. Каждый из нас способен осуществить намного больше, нежели ему представляется. У нас есть очень много скрытых резервов, которые мы вполне можем открыть в себе с Божией помощью и, приложив к этому необходимые усилия. Но это часто не происходит лишь потому, что вместо труда над собой мы предпочитаем лень, праздность и самоуспокоение, думая, что все придет само собой. Так мы теряем зрелость своей жизни: одни плоды, вторые, и можем прийти к её предельному рубежу совершенно бесплодными.
Находясь в Духовной Академии, мы располагаем, наверное, самыми идеальными возможностями, которые только могут быть в жизни у человека, решившего пойти по пути служения Богу. За пределами этих стен уже не будет таких условий. Дальше понадобятся много большие усилия и труды. К сожалению, находящиеся в этих стенах по-разному относятся к тому, что Бог дает им в качестве уникальной жизненной возможности: одни молятся, следят за своей внутренней жизнью, раздирают рукописание грехов своих в таинстве исповеди и почти за каждой литургией причащаются Христовых Тела и Крови, другие же стоят в сторонке, от лени или же от нерадения, являют совсем противоположный образ жизни, надеются, что можно отложить все на потом. Одни несут возложенные на них послушания с усердием и с благодарностью Богу, другие делают это с нежеланием и ропотом, спустя рукава, ища своего и подчас пытаясь освободиться от того, что через волю священноначалия благословлено Самим Богом. Каков же итог всему, что было жизнью для нерадивых? Это удел бесплодной смоковницы. От них отнимется и то, что они имели, и отдастся тем, кто трудится над собой. Поэтому в этот день хотелось бы пожелать каждому из нас задуматься над даром, который дал нам Господь, и над тем, как умножить таланты и возможности, которые каждому из нас вручил Бог. Задуматься для того, чтобы в полной мере трудиться над их раскрытием и сегодня, и завтра, и в течение всей своей жизни, дабы прийти к ее завершению подобным древу, склонившим свои ветви от множества плодов, а не уподобиться бесплодной смоковнице, которую, как говорит нам Евангелие, срубают и бросают в огонь.
Будем же трудиться над этим и помнить о том, что период, в который мы вступили, требует от нас особого сосредоточения, внимательности и небесной тишины в душе, ими же мы стали бы способны приникнуть к тайне Страстей Христовых. Не пройдя этого пути, нам невозможно будет по-настоящему соприкоснуться и с тайной Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В эти три дня, по уставу Cвятой Церкви на часах положено прочитать все четыре Евангелия. Но обычно в храме на Страстной седмице читается только одно – от Иоанна. Призываю вас, дорогие братья — нынешние и будущие священнослужители, в Страстные Понедельник, Вторник и Среду вне богослужений восполнить этот недостаток и прочитать дома остальные Евангелия – от Матфея, Марка и Луки.
При этом будущим священникам желательно их читать на церковнославянском языке, ведь пройдёт какое-то время, и вы уже в храме, облеченные священным саном, будете читать Священное Писание своим прихожанам. Но для того, чтобы люди смогли понять прочитанное и воодушевиться Евангелием, необходимо, чтобы сам священник понимал смысл Евангельских слов и грамотно доносил драгоценное слово до людей. Для этого уже сегодня нужно иметь навык в чтении богослужебного Евангелия, иначе потом, став священниками, вы просто не сможете справиться с этой задачей. Призываю каждого из вас, кто здесь учится: будущих священно- и церковнослужителей, регентов и иконописцев занять себя чтением Евангелия в те часы, которые будут у вас между утренним и вечерним богослужением.
По слову преподобного Серафима Саровского, человеку зачастую не хватает решимости, а не вовсе сил или времени, как мы обычно говорим, пытаясь оправдаться перед самими собой и перед другими. Дай Бог нам всем найти в себе эту решимость, дабы достойно пройти одни Святой Страстной Седмицы и глубоко погрузиться в тайну Страстей Христовых и Его грядущего Воскресения.
Владыка также настоятельно порекомендовал всем студентам Духовной Академии в первые дни Страстной седмицы прочитать Евангелия от Матфея, Марка и Луки, которые должны быть прочитываемы по Уставу, но обычно опускаются.
Сегодня мы начинаем свое шествие вместе с Господом к Светлому Христову Воскресению. «Се восходим в Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о нем», – слышим мы в стихирах. Святая Церковь предлагает нашему созерцанию страшные события. Даже ученики еще не понимают, что ждет их в течение этой недели, этих последних дней жизни Спасителя. Так в одной из стихир поется, что, «не постигая несказанного таинства промысла Твоего Господи, матерь сынов Заведеевых просила у Тебя, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ея, но вместо того Ты обещал, что чашу смертную будут пить друзья твои ту чашу, о которой Ты говорил, что Сам прежде них будешь пити ея для очищения нас от грехов, потому мы Тебе взываем, Спасение душ наших слава Тебе».
До самого последнего момента ученики думали, что Мессия, Которого они видят перед собой, восстановит земное царство Израиля. До самого последнего момента они думали, что Он такой же человек, такой же пророк, какие были и до этого, что Он подобен Давиду или Моисею. До них не доходило то, о чем Он говорил им. Уже только после Его страданий и Воскресения, после Пятидесятницы открывается им ум, до этого же они рассуждают по-мирски. И сейчас Святая Церковь призывает нас отказаться от этого мирского мудрования. Она призывает нас мудрствовать совершеннейшим образом. Мы должны забыть о себе и весь свой ум, всю свою мысль, все свое сердце отдать Христу, созерцая Его Спасительные Страдания. Сегодня вспоминаются многие события и Нового и Ветхого Заветов. Мы вспоминаем то, как Господь проклял смоковницу, и она засохла; мы вспоминаем Иосифа, прообразовавшего своей жизнью нашего Спасителя. В первые три дня мы прочитываем все Евангелие и нам нужно полностью отречься от себя, полностью вперить свой ум горе́ и открыть свои духовные очи к созерцанию, чтобы все мирское в нас умолкло, и мы только внимали и взирали на происходящее. Уже даже не время покаяния, все дела закончились – осталось только созерцание. Страшно впасть в руки Бога Живого, Он – Судия движений и мыслей сердца, «да не войдет никто, испытывающий веру непорочную, но в кротости и страхе ко Христу приступим, чтобы милость получить и обрести благодать для благовременной помощи» (Стихира на стиховне вечерни Недели Ваий).
Сегодня вечером, в 17.00, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будет совершены чинопоследования Великого повечерия, Утрени с чтением Евангелия и 1 часа.
Завтра в академическом храме будут совершены часы, изобразительные и Литургия Преждеосвященных Даров. Начало богослужения в 8.30.
Пресс-служба СПбДА