Перед первым часом архиепископ Амвросий возвел в иподиакона студента 3 курса бакалавриата чтеца Максима Кудрявцева. В храме в честь Двенадцати апостолов богослужение совершил священник Андрей Парафенюк. Ему сослужили иеромонахи Варфоломей (Магницкий), Сергий (Иванов), священник Димитрий Никитин, руководитель Информационного отдела Барнаульской епархии; священник Борис Ермаков, настоятель храма святителя Феофана Затворника в городе Новоаннинский, Урюпинской епархии; иеродиакон Онуфрий (Сонькин), диакон Алексей Игнатьев. Пел женский хор под управлением Лидии Масловой. В Успенском храме богослужение совершил иеромонах Никодим (Хмыров) в сослужении диакона Максима Никулина. Пел мужской квартет. Перед чтением кафизм проповедь прочитал студент I церковно-исторического отделения чтец Павел Молчанов. Завтра, 4 декабря архиепископ Амвросий возглавит престольные торжества в храме Свято-Владимирской школы Новодевичьего монастыря. Начало богослужения в 10:00 Пресс-служба СПбДА«В нынешний вечер вместе с нами молились зрители телеканала Союз, которые либо по нездоровью, либо по иным причинам не смогли быть в этот день в храме. Мне хотелось бы от духовенства храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, от студентов и от других членов нашей академической семьи передать нашим сомолитвенникам благословение и поздравление с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Об этом празднике повествует нам Предание Церкви. Он один из тех, которые относятся к событиям, не записанным в Священном Писании. Иногда человеку кажется, что если об этом событии не упомянуто в Священном Писании, то оно какое-то второстепенное, малозначащее, не стоящее в ряду других грандиозных событий, которые вошли в историю человеческого рода как особые, имеющие огромное значение для спасения человеческого рода. Но это не так. Ведь жизнь Церкви продолжается, и она представляет собой живой организм. И подобно тому, как из поколения в поколение в семье передается то или иное знание, те или иные традиции, Церковь не всегда передает опыт своей жизни через бумагу, перо или пергамент, но от человека к человеку, от сердца к сердцу. Подчас именно подобное неписанное знание и традиции бывают особенно жизнеспособными и занимают важное место. Именно такое значение имеет событие Введения во храм Пресвятой Богородицы в жизни нашей семьи, нашей Святой Христовой Церкви.
Для того, чтобы проиллюстрировать как это Предание не застывает, но через века оживает в нашей жизни, мне бы хотелось упомянуть об одной поездке в Египет, которую вместе с немногочисленным духовенством осуществил один из наших архиереев. Он побывал в Нитрийской пустыне, в монастыре преподобного Антония Великого. И там, вместе со своими путниками, он обнаружил то самое монашество, о котором мы с вами узнаем из патериков, жизнеописаний святых, истории Древней Церкви. И вот им на встречу, чтобы поприветствовать гостей, прибывших из Русской Церкви, вышел 100-летний монах. Он вышел из пещеры, которую не покидал много лет и где скрывался от посторонних глаз в течении большей части своей жизни. В этот момент наш архиерей и его спутники вдруг увидели в его лице практически того самого Антония Великого и тех самых почтенных старцев, цитаты которых мы с вами сегодня читаем в духовных книгах. И когда они увидели эти живые, детские глаза у 100-летнего монаха и услышали ответы, на заданные ими вопросы, они вдруг все разом, не сговариваясь, поняли, что его слова звучат именно так, как они записаны в патериках. Эти ответы были даны еще прежде, в первые века жизни нашей Церкви, преподобным Антонием Великим и другими египетскими старцами. И вот эти ответы, почти слово в слово, оживают в устах нашего 100-летнего современника, которого узрели посланники нашей Церкви
Вот так предание оживает в жизни Церкви и действительно передается от поколения к поколению там, где Церковь жительствует, где христианство живет практически с первых веков, там, где спасение в прямом смысле совершается между страхом и надеждой. Ведь эти самые монахи испытывают ежедневную опасность от террористов, от гонителей христиан, которых так много на Востоке. И мы знаем, что ежедневно десятки людей отдают свои жизни за верность Христу, на размениваясь ни на какие обещания.
Так Предание живет в нашей Церкви. И сегодня не телесными очами, а очами своей веры мы видим совершающееся восхождение четырехлетней отроковицы по ступеням ветхозаветного храма ко священнику, который принимает ее в свои объятия. И нам это так понятно, когда мы видим священника на амвоне, к ступеням которого нередко стремятся дети. Их глаза искрятся, а лица озаряются чистой детской улыбкой, когда они принимают Святые Тайны. Это невольно вызывает восхищение, тепло, радость и ответную улыбку, на лице того, кто преподает эти спасительные Христовы Тайны. Но за этим внешним совершается много большее, чем то, что восхищает нас и по-человечески дарит улыбку и тепло.
«Днесь Храм одушевленный Христа Бога нашего приводится в Дом Господень жити во святыню». Эта Отроковица скоро станет Храмом, Который вместит Невместимого и приведет Его в нашу земную жизнь для того, чтобы и нас соделать храмами, способными принимать в свою жизнь Того, Кто в Рождестве Своем воплотится и придет на Землю ради нас и нашего спасения. Святой апостол говорит нам, что мы тоже храм Духа Святого, и мы действительно способны по милости и любви Творца становиться такими храмами, если мы конечно сами этого захотим. Мы для того и приходим в этот рукотворный храм, построенный для того, чтобы здесь встречаться с нашим Отцом и вмещать Его, впускать Его в свою жизнь. Подчас, мы, находясь в этих храмах, думаем совсем не о Нем. Другие заботы и мысли, пожелания, цели и задачи посещают нас множество раз тогда, когда Он, Личный, Живой Бог, невидимо, но совершенно рядом стоит перед нами, для того, чтобы беседовать с нами, чтобы вступить в диалог и прийти в нашу жизнь точно так же, как Он пришел в жизнь Той, Которая сегодня тоже входит в Храм.
Но как часто то место, которое в нашей жизни должно быть предназначено для Бога, мы занимаем совсем другими вещами. Идолы вырастают на месте Творца, и Он не может войти в нашу жизнь. Он не может, вопреки нашей воле, соделать нас храмами Духа Святого, если мы сами делаем это жилище прибежищем для кого и чего угодно, но только не для Него. И праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы помогает нам задуматься о том удивительном даре, который дает нам Бог – даре тоже быть храмами, способными вмещать Его, Невместимого, в своей жизни. Храмами, в которых мы бы смогли от сердца к сердцу общаться с Тем, Кто каждую минуту нашей жизни хочет вступить с нами в разговор, и хочет подать нам руку для того, чтобы, взяв нашу, вести по дороге туда, где подлинная радость, где подлинное счастье. Где настоящая, а не призрачная жизнь.
Тот, кто познал радость, смысл и превосходящее всякое земное описание общение с Богом в молитве, может быть, и вне храма, когда Бог входит в нашу жизнь совершенно неожиданно для нас, тот знает, что такое это общение и потому всякий раз устремляется в дом Божий для того, чтобы вновь и вновь получить этот опыт богообщения, которому по ценности нет ничего равного на этой земле. Будем стремиться к тому, чтобы ответить на призыв Бога к общению, помня о том, что ничто не должно препятствовать нашей жизни этой беседой».
Опубликовано 03.12.2016 | | Печать