3-4 декабря 2013 года, в дни праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершены богослужения. Ректор Академии епископ Петергофский Амвросий возглавил служение праздничного всенощного бдения и ночной Божественной литургии.
За вечерним богослужением Преосвященнейшему Амвросию сослужили архимандриты Софроний (Смук), Григорий (Нанокодис); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлёв, архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне и Глеб Седов.
Проповедь на тему празднуемого события произнес аспирант богословского отделения Духовной академии монах Владимир (Палибрк).
Праздник в память о событии Введения во Храм Пресвятой Богородицы относится к числу Двунадесятых. Богослужение отличается особой торжественностью: на праздничной вечерни читаются паремии, совершается лития, на утрене на полиелее поется величание, а на праздничном каноне песнопение «Величит душа моя Господа» заменяется пением особых припевов. На праздничном богослужении впервые в году звучат ирмосы канона Рождества Христова: «Христос раждается, славите». Святая Церковь заранее приготовляет нас к встрече великого праздника Рождества Христова.
В ночь на 4 декабря в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Петергофский Амвросий в сослужении диакона Германа Ранне совершил Божественную литургию.
За Литургией пел мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением иеромонаха Матфея (Шарова), в храме молились студенты и сотрудники Академии, прихожане академического храма.
По окончании Литургии епископ Амвросий поздравил молящихся с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин.
Утром в академическом храме была совершена поздняя Божественная литургия. Богослужение возглавил архимандрит Софроний (Смук). Ему сослужили архимандрит Григорий (Нанакудис); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Андрей Вялов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; иеромонахи Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлев; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Глеб Седов, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Аникин.
За Литургией пел академический смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
Во время причащения духовенства проповедь произнес аспирант Алексей Сергеев.
Богослужение окончилось славлением перед иконой праздника.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию. (Тропарь праздника, перевод с греческого иеромонах Амвросий (Тимрот))
В основе праздника лежит одно из событий из детства Пресвятой Девы, повествование о которых заимствованно из древнехристианских апокрифических памятников, таких как греческое Протоевангелие Иакова II века и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия.
По достижении дочерью трехлетнего возраста, родители Девы Марии, Иоаким и Анна, хотели выполнить данное ими обещание и посвятить своего единственного ребенка Богу. Они направились в Иерусалимский храм, у входа в который уже их ожидали юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, без труда поднялась по крутым ступеням храма, где Ее встретил и благословил первосвященник Захария. По особому откровению Она, как «одушевленный кивот Божий» (1 Пар. 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник и то однажды в год. «А какое значение в деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога» – писал о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы известный литургист М.Н. Скабалланович.
Пресс-служба СПбПДА