Древние люди, не понимая принципов существования природных стихий, придавали им мистический смысл. Так, в древнегреческой мифологии существовал образ реки забвения – Ле́ты, волны которой уносили воспоминания любого, кто вступал в её тёмные и глубокие воды. Человек забывал пережитые страдания и получал кратковременное ощущение счастья, освобождаясь от гнетущих воспоминаний и опыта ошибок. Христианство же утверждает, что не вода и никакие хтонические силы никогда не могут даровать человеку счастье, но только Сам Бог. И идущий сегодня к Иордану Христос являет Собой утешение и благо, прося у человека взамен лишь открытые к любви сердце и душу.
«Сегодня Дух Господень на водах вопиет и призывает нас принять “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис 11:2), дух страха Божия. Господь наш Иисус Христос Своим крещением освящает, очищает и делает полезным и добрым для людей то, что пугало их раньше. Богочеловек сходит в “море великое и пространное: пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли” (Пс 103:25-26). Бездна, морская пучина, водное естество в целом для людей являлось олицетворением первородного хаоса, пугало своим непостоянствам и таинственностью. В этой загадочной стихии обитает и древний левиафан, воплощение могущественных сил природы, но Спаситель Своим крещением во Иордане от Иоанна, своим смирением и любовью освящает и преображает всю “тёмную” материю — водное естество.
Ныне нам, христианам, не страшна вода, не страшны представления древних людей о таинственной и пугающей водной пучине. Сейчас нам страшно иное море — житейское, по которому мы плывём в утлых судёнышках своих судеб. Но не будем же забывать, что это море освящено Богоявлением, и все мы движемся к тихому пристанищу, где уже готовы места для каждого. И это пристанище — Христос. Это пристанище — Его Церковь, к берегам которой каждый из нас может пристать, чтобы набраться сил во время долгого странствия, и чтобы, услышав на водах жизненных плаваний Глас Господень, обрести спасительные средства — разум, премудрость и страх Божий» — епископ Петергофский Силуан.
18 января, в Навечерие Крещения Господня, епископ Петергофский Силуан совершил Божественную литургию и великую вечерню, за которыми ему сослужило духовенство Академии.
Перед началом богослужения владыка ректор постриг студента 3 курса бакалавриата Максима Горкавченко во чтецы и возвёл в чин иподиакона, а после евхаристического канона совершил над ним диаконскую хиротонию.
После Причастия под пение тропарей епископ Силуан в сопровождении духовенства и студентов спустился в вестибюль Академии, где совершил чин Великого освящения воды.
Также владыка поздравил новорукоположенного диакона Максима с личной Пятидесятницей:
«В Навечерие Крещения Господня ты воспринял диаконский сан, услышав в своё время Глас Господень, призывающий последовать за Ним. Совершай же положенное тебе служение благоговейно, ревностно и да пребудет на тебе всегда Дух премудрости и разума, Дух страха Божия сам же храни в своём сердце до последних дней жизни».
По окончании богослужения владыка ректор окропил Великой Агиасмой молящихся, учебные аудитории и комнаты общежития.
Справка:
Накануне вечером иеромонах Филарет (Гавщук) совершил вечерню и малое повечерие, а священник Иоанн Никитин возглавил утреню.
За Божественной литургией епископу Петергофскому Силуану сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Геннадий (Поляков), священник Глеб Санюк, иеромонахи Алексей (Дурнев) и Филарет (Гавщук), протодиакон Кирилл Журавлёв и диакон Симеон Долматов.
После сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире в Украине и Сирии.
За богослужением пели три хора: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной) и женский — под управлением Анастасии Корзун.
Богослужения Крещенского сочельника в академическом храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Лука (Пронских) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого). Пел квартет смешанного хора.
Пресс-службе СПбДА