20 мая 2015 года в домовом храме Санкт-Петербургской православной духовной академии во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова было отслужено всенощное бдение накануне праздника Вознесения Господня. В этом году с двунадесятым господским праздником совпадает и престольный праздника академического храма — день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Всенощное бдение возглавил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Его Высокопреосвященству сослужили: проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук; протоиерей Александр Глебов; архимандриты Григорий (Нанакудис) и Тимофей (Цисмалидис); старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров); протоиерей Сергий Золотарев; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов) и Сергий (Шардаков); священники Глеб Седов и Адам Бокарев; иеромонах Феодосий (Желновачев); священник Владимир Первушин-фон-Дитц; протодиакон Кирилл Журавлев; дикон Герман Ранне; иеродиаконы Владимир (Палибрк) и Алексей (Дурнев); диаконы Евгений Мельников и Антоний Данилов; иеродиакон Лука (Пронских).
Перед первым часом проповедь произнес магистрант II курса церковно-практического отделения чтец Александр Кравченко .
За богослужением пели мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии (Масловой).
Любимый ученик великого Учителя
проповедь митрополита Волоколамского Иллариона в престольный праздник Санкт-Петербургской православной духовной академии 9 октября 2013 года
Храм Санкт-Петербургской Духовной академии посвящен апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. И как вы сегодня слышали, Иоанн Богослов является апостолом Любви, он является тем, кто с особой силой свидетельствовал нам, что Бог есть Любовь. Когда мы взираем на его образ, мы вспоминаем о том, что он был любимым учеником Иисуса, что на Тайной Вечери он возлежал на груди Спасителя, что после своего Воскресения именно о нем Господь сказал, обращаясь к Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребывал до того момента, когда Я приду то, что тебе до этого?». Именно он был тем учеником, которому Господь, когда был распят, вручил Свою Пречистую Матерь, о чем мы также слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Он был свидетелем многих чудес Божиих, в том числе он был одним из трех апостолов, которые были возведены Господом на гору для того, чтобы они своими глазами увидели Его преобразившимся, для того чтобы им была явлена вся полнота Его Божественной Славы. И когда мы задумываемся об этом Великом Апостоле, который оставил нам четвертое Евангелие, послания и Апокалипсис, то мы думаем о существовавшей между ним и его Учителем таинственной связи. Это была связь любви, и одновременно, это была та связь, через которую Учитель передавал своему возлюбленному ученику то, что Он хотел передать другим людям. Ведь мы знаем, что Господь Иисус Христос был лично знаком не очень большому количеству людей. Все те люди, которые Его видели и слышали в то время, когда Он находился на земле, исчисляются, может быть, несколькими тысячами, может быть несколькими десятками тысяч, а каждое Его слово должно было дойти до всех остальных, до будущих поколений, до нас с вами.
Оно дошло, и должно было дойти, через Его учеников, через апостолов, через Его евангелистов, через тех, кто пронес Его Слово до концов земли, через тех, кто записал Его Слово, так, что сегодня мы можем читать эти слова и слышать живой голос Спасителя, обращенный к нам. Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову дана была особая миссия и особая привилегия. После того, как уже были написаны Евангелия, в которых евангелисты каждый по своему, но, в общем-то, очень похожим языком, похожими словами рассказали о том, что они видели и слышали, чему свидетелями они были. На долю же апостола Иоанна выпало написать четвертое Евангелие, существенно дополняющее то, о чем говорили три евангелиста, по-новому раскрывающее нам Образ Бога Воплотившегося, как Бога Любви, как Бога, Который так возлюбил сей мир, что отдал Сына Своего Единородного для того, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И вот эту истину, которая была закрыта от человечества, которая была сокрыта от ветхого Израиля, которую Святой Апостол и Евангелист возвестил нам для того, чтобы и мы любили Бога, для того, чтобы мы чувствовали, что Господь любит нас и для того, чтобы мы ощущали себя Его возлюбленными учениками, которым Сам Господь открывает Свои тайны. Кто такой возлюбленный ученик? Это тот, кто, забывая о себе, вслушивается в слова своего учителя. Тот, кто старается запомнить эти слова и записать их не только на скрижалях своего ума, но что самое главное – на скрижалях сердца. Это тот, кто ощущает любовь к себе своего учителя, и кто откликается на эту любовь своей собственной глубокой и сердечной любовью. Любимый ученик – это тот, кому учитель может вручить свою матерь. Любимый ученик – это тот, кому учитель может открыть многие тайны, сокрытые от других людей. И Церковь Христова всегда была сильна этим духом учительства и ученичества, потому что из поколения в поколение то Священное Предание, которое мы унаследовали от Самого Господа передавалось от учителей к ученикам. И даже апостол Иоанн Богослов часто на иконе изображается не один, но со своим учеником. Апостола мы видим слышащим Слово Божие, которое изображается на иконе в виде лучей, и тут же этот апостол услышанное им слово передает своему ученику для того, чтобы он его записал. Церковь Христова всегда стояла на этом опыте, который мы и называем Священным Преданием и который заключается в том, что учителя передают ученикам все то, что они узнали и услышали от своих учителей. Потом ученики, вырастая, сами становятся учителями и передают то, что слышали от своих учителей своим ученикам. Итак, этот опыт подобен тому, как от одного поколения епископов к другому передается апостольское преемство, от этого другого к третьему; точно так же, этот опыт, это Божественное знание, передается от одного поколения учителей к другому и от него к третьему, и так далее. И очень часто в стенах одной Духовной школы, как это и сегодня здесь происходит, собираются сразу несколько поколений учителей и учеников. Тех учителей, которые сегодня являются маститыми старцами, а когда-то также, как и нынешние студенты, они сидели за партами и слушали тех учителей, которые уже перешли в мир иной. А те, кто сегодня сидят за партами и старательно записывают то, что слышат от своих учителей, когда-нибудь, а может быть, в очень скором времени, сами станут учителями и начнут передавать этот опыт следующим поколениям.Именно этим сильна Церковь, именно этот дух ученичества должен быть присущ всем нам, чтобы мы понимали, что от Самого Господа мы получили то, что должны передать нашим потомкам, нашим ученикам. Пример Святого апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя, должен вдохновлять нас в этом. Господь каждого из нас призывает на свое служение, так как Он призвал Своих учеников, когда они может быть не помышляли не о каких серьезных делах, занимались тем же, чем занимались многие их сверстники, многие их друзья – ловили рыбу. И вдруг, они увидели Господа, который сказал им: «Следуйте за Мной!» и они бросили всё и последовали за Спасителем. Мы с Вами также, дорогие братья и сестры, последовали за Спасителем, и мы пришли в духовную школу для того, чтобы услышать то, чему Сам Господь хочет нас научить. Мы должны всегда задумываться о том, что привело нас в духовную школу и что привело нас на служение Церкви. Сегодня в Церковь приходит очень много людей в том числе и на служение Церкви приходят многие люди, и не всегда, к сожалению, эти люди бывают мотивированы чистым желанием быть учениками Спасителя, быть апостолами Его, быть провозвестниками Его Божественного Слова. Сегодня иной раз человек думает о священнической карьере как средстве для того, чтобы заработать деньги, а иной раз, человек воспринимает служение церковное как карьеру. И вот эти две мотивации: финансовая или карьерная, они глубоко противоречат самому Духу Христианства, Самому Духу Евангельского учения.
Пресс-служба СПбПДА