11 сентября 2015 года в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной Академии в честь Двенадцати апостолов ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию и рукоположил во диакона аспиранта Духовной академии. Эта хиротония стала первой после возрождения храма в 2013 году.
Перед началом богослужения владыка ректор постриг во чтеца магистрата I курса библейско-богословского отделения Евгения Гараева.
За Божественной литургией архиерею сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священники Андрей Парафенюк и Глеб Санюк; иеромонах Сергий (Иванов); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиакон Димитрий (Кубеция), клирик Грузинской Православной Церкви, и диакон Антоний Молоток.
После чтения Евангелия магистрант II курса библейско-богословского отделения чтец Андрей Максимчик произнес проповедь, посвященную памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.
На сугубой ектении архиепископ Амвросий прочитал молитву о прекращении кровопролития и воцарении мира на Донецкой и Луганской земле.
Во время заупокойной ектении духовенство и прихожане храма молились об упокоении душ усопших вождей и воинов, отдавших жизнь за Веру и Отечество на полях сражений.
После евхаристического канона владыка ректор рукоположил аспиранта Духовной Академии иподиакона Алексия Артюхова в диакона.
По окончании богослужения архиепископ Амвросий обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Сегодня, с человеческой точки зрения, мы бы назвали святого Иоанна Крестителя неудачником. Его мать бежала вместе с младенцем Иоаном в пустыню и вскоре скончалась, оставив сына сиротой, отца убили. И вот этот, выросший в диких условиях, как бы мы сейчас сказали, бескультурный, необразованный и странно выглядящий человек выходит на проповедь. И за таким человеком пошел народ. Именно его Господь избирает своим Предтечей.
Но, несмотря на эту славу, Иоанн Креститель претерпевает тяжелую кончину, будучи усечен мечом в темнице. Ее причиной становятся пьянство, тщеславие и самодурство людей, упившихся властью и вседозволенностью. Есть ли смысл в жизни, которая так заканчивается? Мы не найдем такового в рамках правды века сего, в рамках жизни всего в несколько десятилетий. Но в перспективе вечности мы обретаем этот смысл. И вечность – это не бесконечность времени, но бытие Бога.
Молитвами убиенного ныне Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, да помилует нас Всеблагой Господь!»
В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Божественную литургию совершил архимандрит Софроний (Смук). Ему сослужили: иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), Никодим (Хмыров), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священник Владимир Первушин-фон-Дитц; иеромонах Феодосий (Желновачев) и священник Филипп Порубаев; иеродиакон Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диакон Евгений Мельников; иеродиакон Лука (Пронских) и диакон Сергий Муравьев.
Проповедь во время причащения духовенства произнес магистрант Духовной академии чтец Феодор Ибрагимов.
По окончании Божественной литургии иеромонах Геннадий в сослужении духовенства совершил чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании». Молебен был совершен по случаю празднования Дня трезвости.
Ежегодное празднование Дня трезвости в Русской Православной Церкви было восстановлено решением Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал №80).Синод постановил отмечать День трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвого образа жизни; совершать «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании»; по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.
***
Кондак канона святого пророка и крестителя Иоанна раскрывает нам всю трагедию человеческого грехопадения, связанную с празднуемым событием. Человек возлюбил притворную и временную жизнь века сего более, нежели закон Божий и жизнь вечную. Система духовных координат сбита; Бог давно перестал быть точкой отсчета для каждого человеческого действия. Жизнь превратилась в смешение амбиций, эгоизма, безразличия и злобы. Этот клубок человеческих страстей превращается в лавину, которая сметает любого воспротивившегося ее движению. Это восстание на пути лавины глупо, наивно и бессмысленно с точки зрения падшего человечества. Но именно к этому «безумному» шагу и призывает нас Бог.
Пресс-служба СПбДА