За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

24 мая 2015 года в Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли богослужения 7-ой Недели по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. В этот день, 24 мая, также празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и Русская Православная Церковь молитвенно отмечает день тезоименитства Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Накануне праздника, всенощное бдение в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук в сослужении духовенства академического храма. За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви Воскресную божественную литургию возглавил архимандрит Софроний (Смук). Его Высокопреподобию сослужили: архимандриты Гргирий (Нанакудис) и Тимофей (Цисмалидис); иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); священники Адам Бокарев и Владимир Первушин-фон-Дитц; протодиакон Кирилл Журавлев; иеродиаконы Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диаконы Евгений Мельников и Антоний Данилов.

За богослужением пели мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина и женский хор под управлением Лидии Масловой.

За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

После чтения Апостола проповедь произнес магистрант II курса церковно-исторического отделения чтец Александр Быков, а по запричастном стихе – аспирант чтец Алексей Артюхов.

На сугубой ектении возносились прошения о здравии ныне тезоименитого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании Божественной литургии был отслужен благодарственный молебен по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

Богослужения в храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе. Ему сослужили: иеромонах Климент (Наумов), клирик Волгоградской митрополии; иеромонахи Виталий (Морозов), Сергий (Шардаков) и Феодосий (Желновачев); диакон  Герман Ранне и иеродиакон Лука (Пронских).

Пел смешанный хор Духовной академии под управлением студенток выпускного курса Регентского отделения Кристины Семеновой и Ирины Рожиной.

За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

После Божественной литургии иеромонах Марк в сослужении духовенства совершил благодарственный молебен по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на молебене были вознесены прошения о здравии и благоденствии Предстоятеля Русской Церкви.

По окончании молебного пения диакон Герман Ранне возгласил Святейшему Патриарху Кириллу многолетие.

С приветственным словом к молящимся обратился иеромонах Марк, поздравив участников богослужения с воскресным  днем, памятью равноапостольных Мефодия и Кирилла и днем тезоименитства Святейшего Патриарха. Студентам Духовной академии иеромонах Марк сердечно пожелал помощи Божией  и успехов в предстоящей летней сессии.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

За воскресным богослужением Духовная академия молилась о ныне тезоименитом Предстоятеле Русской Церкви

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду…».

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

По материалам сайта Православие.ru

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 24.05.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter