ИРАК
Курдский счет для Саддама
Несмотря на то, что в мусульманских странах преследуют христиан и других «неверных», в Ираке жертвой агрессии явились курды, в своем большинстве исповедующие ислам (гораздо реже встречаются курды-йезиды). «Артиллерия бьет по своим»…
Курды – разделенная нация. Они издавна боролись за свою независимость, сражаясь против правительственных войск Ирака, Ирана и Турции. В 1975 году было подавлено очередное восстание в провинции Барзан в Иракском Курдистане, после чего многие барзанцы эмигрировали в Иран. Те же жители, что остались на родине, поверив провозглашенной Саддамом амнистии, были изгнаны с родных мест и поселены сначала на юге, а потом под Эрбилем, в трех охраняемых палаточных лагерях. В ночь на 30 июля 1983 года у лагерей появилась армия. На рассвете, когда люди собирались на работу, солдаты ворвались в палатки и увели всех мужчин старше 13 лет. Вот рассказ одной из «барзанских вдов», приведенный в тексте доклада «Хьюман Райтс Уотч» по геноциду в Ираке 1995 года: «Я пыталась удержать своего младшего сына, который был тяжело болен. Я просила: «Вы увели троих, оставьте мне одного!» Они сказали: «Еще одно слово, и мы убьем тебя» — и ударили в грудь прикладом. Они забрали моего мальчика. Он учился в пятом классе».
Всех барзанских мужчин — около 8000 человек — посадили в автобусы и увезли на юг. С тех пор их никто никогда не видел. В 1993 году Саддам наконец внес ясность в их судьбу: «Они предали свою страну — и мы их сурово наказали; все они теперь в аду». В 2004 году барзанцы были опознаны среди погребенных в массовых могилах, найденных в пустыне у кувейтской границы. В Барзане очень мало мужчин, а все женщины ходят в черных траурных платьях. Их называют «барзанские вдовы».[1]
Уничтожение барзанцев было лишь прелюдией к гораздо более массовой операции по геноциду курдов — «Анфаль» («Добыча» — название суры Корана, призывающей воевать с «неверными»), проведенной в несколько этапов в 1987-1988 годах. В конце апреля 1987 года двадцать четыре деревни в долине Балисан (провинции Эрбиль), в районе Карадаг (на юге Сулеймании) и Яхсомер в Иракском Курдистане дважды за менее чем 48 часов подверглись химической бомбардировке из-за открытой оппозиции их населения режиму Багдада. Жертвами бомбежек стали сотни жителей этих деревень. Это были первые жертвы чудовищного по своей циничности плана «Анфаль», проводившегося режимом Ирака против курдов. В соответствии с этим планом с апреля по сентябрь 1987 года было уничтожено более 4 тысяч курдских деревень, а более 180 тысяч их жителей угнаны в неизвестном направлении. Большинство из них погибли или пропали без вести. Судьба многих до сих пор неизвестна. Возможно, что их жизнь закончилась в одном из концентрационных лагерей багдадского «гуманиста».[2] В 2003 году под Киркуком нашли массовое захоронение детей. Всего во рву было 300 детских тел, среди которых лежали игрушки…
17-ого марта 1988 года началась кровавая бойня ни в чем не повинных жителей небольшого курдского города Халабджа. В этот день иракский режим совершил одно из самых ужасных преступлений против собственного народа, подвергнув бомбардировке этот неприметный населенный пункт, большинство населения которого составляли женщины, старики и дети. Более двадцати раз военные самолеты иракских ВВС вновь и вновь возвращались, неся на своих крыльях мучительную смерть с запахом весенних цветов — специфическим запахом отравляющих веществ. Против мирного населения использовалось химическое оружие — иприт, зарин и фосген — запрещенные международной конвенцией.
Уже в полдень масштабы злодеяний иракского режима потрясли мир. На улицах и переулках Халабджи повсюду лежали мертвые тела — группами и поодиночке. Десятки детей, игравших перед своими домами, даже не успели понять, что с ними случилось, и погибли прямо на месте. Невинные дети даже не имели времени, чтобы убежать под защиту родителей. Некоторых, спасавшихся от бомбардировок, смерть застала в пути, а некоторых — на пороге собственного дома. Двери большинства домов были открыты и в каждом из них находились убитые или раненые люди.
Весь цивилизованный мир содрогнулся от ужаса содеянного иракской военщиной, не знающей жалости по отношению к собственному народу. Это преступление — химическая бомбардировка Халабджи — действительно беспрецедентно в истории войны режима против курдского народа. В Халабдже погибло более пяти тысяч человек, и более семи тысяч получили ожоги и ранения различной степени тяжести. Скорбная статистика такова, что женщины и дети составили 75 процентов всех пострадавших в эту кровавую пятницу.
Ужасающие своей жестокостью фотографии жертв этой трагедии обошли страницы всех ведущих газет и экраны телевизоров всего мира. Все цивилизованные люди выступили с гневным осуждением преступления против курдского народа. Эту бесчеловечную акцию осудил Европейский парламент и международные правозащитные организации.[3] Тем не менее, в марте 1991 года режим Хусейна в очередной раз попытался задушить курдское восстание, вспыхнувшее после войны в Персидском заливе в 1991 году.
В конце 1990-х гг. началось массовое бегство населения из иракского Курдистана. Уничтожение 5 тысяч курдских деревень привело к принудительному перемещению 2, 5 миллионов иракских курдов на юг страны, либо в большие города Курдистана. Большинство крестьян, изгнанных из деревень, пополнили ряды обездоленных и безработных.[4]
В конце 1990-х гг. США не смогли урегулировать отношения между противоборствующими партиями Иракского Курдистана во многом из-за того, что отдали главенствующую роль в этом процессе Турции, которая больше всего была заинтересована в претворении своих планов и замыслов. Вполне справедливы слова замечательного русского писателя А.И. Солженицына о политике двойного стандарта по отношению к курдам, когда с одной стороны с помощью США была создана Зона безопасности, защитившая Иракский Курдистан от репрессий Саддама Хусейна, но с другой стороны они закрывали глаза на постоянные вторжения турецких войск в эту зону, и таким образом Зона безопасности превратилась в Зону смерти.[5]
Арабские националисты должны, наконец, излечиться от уверенности, что все страны, в которых они живут и в которых являются большинством, целиком принадлежат к «арабской нации». В них живут и другие нации, исконные жители этих стран, имеющие многотысячелетнюю историю. Особые выводы должны сделать для себя арабы Ирака. Из семи основных пунктов обвинения, предъявленных Саддаму, четыре (уничтожение барзанцев; кампания «Анфаль»; резня 1991 года; газовая бомбардировка Халабджи) касаются курдов. Это показывает среди прочего значение курдского вопроса в иракской истории и политике.
Джихад против «неверных»
Несмотря на религиозную войну, в Ираке по-прежнему проводится эксперимент по демократизации мусульманского общества. В Соединенных Штатах, инициировавших иракский проект, первоначально доминировал оптимизм, согласно которому «строительство демократии в Ираке, хотя и нелегкое само по себе, может оказаться не столь тяжким, как предупреждали критики войны».[6]
Иракское общество оказалось весьма пассивно, не говоря уже о встречной тенденции — росте сопротивления внешним инициаторам демократизации и, что особенно опасно, исламизации этого сопротивления. В постсаддамовском Ираке американцы поэтапно создавали и продолжают создавать демократическую инфраструктуру, однако эта работа, особенно в условиях этноконфессиональных особенностей страны, продвигается с колоссальным трудом, и, похоже, эффективного решения задачи демократического обустройства Ирака в ближайшее время ожидать не приходится.[7]
Господствующая религия Ирака — ислам. Его исповедует более 95% населения (из них 60% — мусульмане-шииты, живущие преимущественно на юге страны, а 35% — сунниты). После свержения режима Саддама Хусейна роль ислама в общественно-политической жизни страны значительно возросла. Религиозные лидеры мусульман, прежде всего знаменитый предводитель шиитов Муктада ас-Садр, заменили собой политических лидеров. Пользуясь отсутствием сильной государственной власти, они пытаются прибрать Ирак к своим рукам.
В стране идет наступление на светскую культуру. Так, министерство просвещения Ирака запретило с 2011 года преподавание театрального дела и музыки в Багдадском институте изящных искусств. Преподаватели и студенты института опасаются, что запрет может распространиться и на другие дисциплины, в частности живопись и скульптуру. По словам иракских политологов, в стране доминируют религиозные партии, которые «управляют из мечетей». В Ираке, по его словам, идет планомерное наступление на светскую культуру, и то, что случилось в Институте изящных искусств в Багдаде, может произойти повсюду. Под давлением ряда исламских партий в сентябре 2010 года не состоялся Международный фестиваль культуры в Вавилоне. В Басре в ноябре того же года исламисты не разрешили гастроли цирка из Монте-Карло. Ранее решением багдадского муниципалитета в иракской столице были закрыты общественные клубы.[8]
Изменение политической ситуации в стране плачевно отразилось и на положении религиозных меньшинств, прежде всего христиан (на 2011 год — около 700 тысяч иракцев, что составляет 3% населения). По некоторым данным, с 2003 по 2010 гг. Ирак уже покинула половина 1,4 миллионного христианского населения.[9]
Во время правления Хусейна Ирак был светским государством, и «диктатор» предоставлял христианам значительные по сравнению с другими арабскими странами религиозные свободы. Но при Хусейне христиане стали заложниками внешней политики Ирака. От них требовались лояльность и участие в создании положительного образа страны на международной арене. Наиболее видные деятели иракских христианских общин, Патриарх Халдейской Католической Церкви Рафаил I Бидавид (умер 7 июля 2003 г.) и бывший вице-премьер, христианин Тарик Азиз, представляли во время зарубежных визитов политическую линию партии «Баас».
После падения режима Хусейна положение христиан значительно ухудшилось. Теперь они стали заложниками внешней политики США — их рассматривают как союзников Запада, врагов Ирака и ислама. Экстремисты часто нападают на дома и магазины христиан.[10]
Крупнейшая христианская община Ирака – Халдейская католическая Церковь (униаты); ее последователи составляют в стране 70% христиан. К концу 2002 года в ней было около 185 тысяч человек.[11] В 2006 году учебные заведения Халдейской Церкви были вынуждены перебраться из Багдада на север Ирака. Они переместились из квартала Дора, традиционно христианского района Багдада, на восток иракской столицы и, наконец, в Курдистан. Таким маршрутом проследовали некоторые крупные учебные заведения иракских христиан, чтобы уцелеть в сложившихся условиях.
Похищение священников, нападения и угрозы вынудили Халдейский Патриархат в Багдаде перевести в окрестности города Эрбиль Вавилонский колледж — единственный христианский богословский университет в стране, а также семинарию святого Петра. Переезд планировался уже давно; в городе Анкава были выбраны и арендованы здания, в которых разместятся названные учебные заведения. Однако официальное решение было принято лишь в январе 2007 года, о чем агентству Asia News сообщил епископ Эрбиля Раббан аль-Кас. До завершения подготовительных работ епископ разместил студентов в своем доме.
Первым толчком к вынужденному переезду Вавилонского колледжа и главной халдейской семинарии из багдадского квартала Дора стали события 1 августа 2004 года. В этот день халдейская церковь святых Петра и Павла, расположенная рядом с семинарией, оказалась в числе четырех столичных храмов, рядом с которыми были одновременно взорваны бомбы, заложенные в автомобили. Здания церкви и семинарии были повреждены; пятнадцать человек погибли. С тех пор христиане не чувствовали себя в безопасности и начали спешно перебираться в более безопасные районы, такие как Багдад Джадида (Новый Багдад).
Семинария была закрыта с начата лета 2006 года. В сентябре проректор священник Салем Базель Ялдо был похищен, решившись выйти из здания семинарии (что он делал лишь изредка). В декабре был похищен ректор священник Сами аль-Раис — похитители удерживали его в течение недели. Месяцами был закрыт и Вавилонский колледж. Возобновление занятий отложили в очередной раз после похищения отца Сами, который, как предполагалось, должен был открыть новый учебный год. Ректор пропал по пути к церкви Map Хорхис (св. Георгия) в районе Багдад Джадида, в который предполагалось перевести колледж и семинарию. Однако, ввиду крайней опасности, было принято окончательное решение переехать на север страны.[12]
Произошедший переезд стал очередным подтверждением того, что север Ирака, контролируемый курдами, остается в настоящее время единственным безопасным местом для иракских христиан. В середине ноября 2006 года в городе Бахдида (также на севере Ирака) была открыта сирийская католическая семинария. Из центра Ирака в курдские районы на севере страны перебираются также армяне.
В начале 2007 года положение христиан в Багдаде стало еще более тяжелым: иракские исламисты потребовали убрать кресты с христианских храмов. «Снимайте крест, или мы сожжем вашу церковь», — угрожала неизвестная вооруженная исламистская группировка приходу халдейской церкви святых Петра и Павла, расположенной в Дора — старинном христианском квартале Багдада. В стране развернулось масштабное преследование христиан. Даже в Мосуле, оплоте суннитов, христианское присутствие оказалось под, угрозой, исламисты заставили убрать кресты с куполов многих церквей. В церкви святого Георгия исламисты «взяли ситуацию в свои руки»: сами забрались на кровлю и выломали крест. В халдейской церкви святого Иоанна в Дора прихожане после неоднократных угроз были вынуждены перенести крест в более безопасное место.
Аналогичные угрозы продолжали поступать и в адрес церкви святых Петра и Павла, однако верующие этого храма по-прежнему не уступали требованиям экстремистов — крест оставался на подобающем ему месте. «Христиане устали, — заявил монсеньер Шлемон Вардуни, халдейский викарный епископ Багдада. — Мы слишком долго страдали. Обстановка стала невыносимой, мы просим Бога послать нам мир. Христиане точно так же, как мусульмане, хотят восстанавливать Ирак. Мы не хотим, чтобы нас заставляли убегать, ведь мы здесь родились и здесь прожили свою жизнь».
Похоже, исламисты, действующие в Дора, предъявили проживающим в районе христианам ультиматум: либо обращение в ислам, либо смерть. Есть сведения, что радикалы издали фетву, запрещающую христианам носить крест или совершать любые религиозные телодвижения. В фетве разрешается также конфискация имущества христианских церквей, которые принимают решение о переезде в более безопасное место.
Тревоги христианской общины Багдада усугубило решение американских военных о захвате здания Вавилонского колледжа, принадлежащего Халдейской Церкви. Колледжу — единственной высшей богословской школе страны — принадлежит одна из древнейших религиозных библиотек региона, в которой богато представлены бесценные старинные манускрипты.
Из-за ухудшения обстановки в городе и повторявшихся случаев похищения верующих колледж в январе 2007 года перебрался в город Анкава в Иракском Курдистане. Пустующее здание в Багдаде используется теперь военными США как наблюдательный пост, так как оно расположено на стратегическом перекрестке: внутри суннитского анклава и перед шиитским районом города.[13]
В Ираке особой дискриминации подвергаются женщины-христианки, которые выходят на улицу без мусульманских платков и становятся объектом насмешек и угроз. Во многих больницах отказываются лечить женщин, не одетых в хиджаб. Осенью 2007 года в городе Басра на юге Ирака полиция обнаружила более сорока искалеченных женских тел. Несчастные были убиты религиозными фанатиками за то, что «не так были одеты». В совершении жестоких преступления полиция подозревала представителей местных фундаменталистских группировок, особенно строго трактующих законы ислама. Члены этих банд патрулируют улицы на мотоциклах и машинах с затемненными стеклами. Они отлавливают женщин, которые не носят традиционную одежду и хиджабы.
Как заявил представитель полиции Джалал Халаф, «женщин из Басры убивали жестоким образом, а тела отвозили на мусорную свалку. Рядом с изуродованными телами находили записки, в которых говорилось о том, что такова расплата за «неисламское поведение». По его словам, мужчины, носящие западную одежду или стрижку, также подвергаются нападению. Большинство женщин в Ираке носят головные платки, а некоторые даже чадру, полностью закрывающую лицо, хотя сторонницы светского образа жизни пытаются противиться этим обычаям. Нарушительниц в некоторых частях страны принуждают облачаться в традиционную одежду и могут подвергнуть наказанию. В ряде областей шиитского юга, даже женщины-христианки были вынуждены носить головные платки.
Перед вводом в Ирак американских войск в 2003 году Басра, второй по величине город страны, был известен своим смешанным населением и оживленной ночной жизнью. Теперь на стенах домов можно встретить надписи, в которых женщинам, которые пользуются косметикой и ходят с непокрытой головой, угрожают смертью.
Халаф уточнил, что на найденных в свалке мусора телах были пулевые отверстия; некоторые были обезглавлены. В найденных рядом записках говорилось, что жертва наказана за прелюбодеяние или за нарушение исламских канонов. Среди страшных находок — обезглавленные тела 40-летней женщины и ее 6-летнего сына. По мнению полицейских, число убитых значительно больше, поскольку не все семьи решаются рассказать о случившихся трагедиях, боясь репрессий со стороны экстремистов.
Один из приближенных консервативного шиитского лидера Муктады аль-Садра заявил, между тем, что религиозные деятели не одобряют убийства и обвиняет в них банды, пользующиеся иностранной поддержкой. По его мнению, эти преступления совершаются для того, чтобы дестабилизировать ситуацию. «Существует вполне определенный религиозный принцип, который учит, что ношение нетрадиционной одежды, использование косметики и отказ от ношения хиджаба — это грех, однако еще больший грех — убийство».[14]
Осенью 2008 года сотни курдов вышли на улицы в знак поддержки христиан Ирака. Более двухсот курдов вышли на улицы североиракского города Киркука в знак солидарности с христианами страны, которые подвергаются гонениям со стороны исламских радикалов. Митинг прошел неподалеку от старейшей христианской церкви Киркука. Демонстранты призвали правительство оказать христианам помощь, в частности, выплатить компенсации потерявшим жилье. Один из митингующих держал плакат с надписью «Остановите геноцид христиан». Только за один месяц из своих домов бежали более 10 тысяч иракских христиан.[15]
В феврале 2010 года в иракском городе Мосуле за две недели было убито более 800 христиан. Местные христиане-ассирийцы потребовали для защиты от нападений на них «создать международную зону защиты христиан от геноцида». После чего Европейский союз решил заняться защитой христиан в тех странах, где они подвергаются гонениям. Как заявил 1 марта в интервью газете Awenire министр иностранных дел Италии Франко Фраттини: «Мы создали рабочую группу и вырабатываем механизм двусторонних действий Европы и отдельных стран, в которых ущемляются права христиан», планируя уже к концу апреля 2010 года составить специальное руководство для посольств стран ЕС в тех государствах, где происходят гонения на христиан.[16]
В октябре 2010 года в центре иракской столицы произошел инцидент с захватом заложников в католической церкви. В результате нападения вооруженных боевиков из организации «Исламское государство в Ираке», связанной с «Аль-Каидой», в заложниках оказались около ста человек, большинство из них — женщины и дети. После первой попытки штурма, которая была неудачной, удалось освободить 19 заложников. Экстремисты отказались выпустить остальных людей и сдаться. Тогда было принято решение провести спецоперацию с подключением вертолетов иракских и американских ВВС. Все пять боевиков были ликвидированы. По данным министерства внутренних дел Ирака, в результате штурма 52 человека погибли, 67 были ранены. Кроме того, в ходе боя погибли семь спецназовцев, два полицейских и два охранника.[17]
В своих антитеррористических операциях в мусульманских странах американцы и их союзники должны постоянно учитывать религиозные факторы. Но это бывает не всегда, что порой приводит к международным скандалам. Так, 19 января 2010 года американская газета Daily News поместила материал о громком скандале, начатом сообщением телекомпании АВС о том, что американская компания Trijicon, производящая оптику для армий США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, наносит на прицелы снайперских винтовок кодификацию из библейских цитат. Например, JN8:12, что соответственно означает: Евангелие от Иоанна, 8 глава, 12 стих («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). Или: 2COR4:6 — Второе послание апостола Павла коринфянам («Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа»).[18]
Беспокойство представителей вооруженных сил США и Новой Зеландии понятно — их части, вооруженные винтовками с такими прицелами, находятся в том числе в Ираке и Афганистане, что дало бы возможность местным исламистам представить их как новых крестоносцев, а военные действия — как религиозную войну. Представитель вооруженных сил Новой Зеландии майор Кристиан Данн сразу же заявил, что новозеландские военные не будут использовать американское оружие до тех пор, пока Trijicon не уберет с него гравировку. О решении пересмотреть контракт с поставщиком заявили и представители корпуса морской пехоты США. В ответном заявлении оружейная компания из Мичигана подчеркнула, что новозаветные коды наносятся на ее изделия уже более тридцати лет по решению ныне покойного владельца фирмы, и теперь от их нанесения они откажутся, для устранения уже сделанных они направят клиентам специальные наборы инструментов.
Многие расценили этот скандал как религиозный, хотя скорее наоборот — западные военные всеми силами стараются избежать придания вооруженным конфликтам в странах с преобладанием мусульманского населения, в которые они вовлечены, религиозного характера, так как это наверняка приведет к увеличению их потерь. Так, американским военным в Ираке и Афганистане строжайше запрещено заниматься проповедью своей веры местным жителям. [19]
ИРАН: Преследование «неверных»
После изгнания шаха Хомейни был объявлен пожизненным факихом (религиозным руководителем). Исламский революционный суд приговорил к смерти многих представителей и сторонников Иранской монархии. В рамках радикального преобразования общества в соответствии с принципами фундаменталистского ислама политическое руководство страны начало репрессии против религиозных и этнических меньшинств, а также оппозиционных течений.
В Исламской Республике Иран (ИРИ) со времени победы Исламской революции в 1979 году, вера не является сугубо личным делом, графа «религия» есть во всех официальных анкетах, а в Конституции черным по белому написано, что она создана «на основе исламских установлений». Статья 2 первой главы Конституции ИРИ начинается такой фразой: «Исламская Республика — это система правления, основанная на вере в единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле».
Про отношение к другим религиям в той же главе, но в статье 13 сказано следующее: «Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению».
Несмотря на то, что христианство признается иранским правительством, уже в начале 1990-х годов западные христиане, особенно миссионеры, были вынуждены покинуть страну. Многие здания церквей были закрыты, а ведущие иранские христиане арестованы. Так, над Меди Дибаем, который с 1984 года по причине своей христианской веры находился в тюрьме, неожиданно навис смертный приговор. Через месяц, в январе 1994 года, он должен был быть повешен. После протестов Запада Дибая неожиданно освободили, но спустя 6 месяцев он все же был убит. В 1994 году были убиты еще двое известных иранских христиан: Хаик Ховсепиан Meep и Тетеос Михаелиан. Весьма вероятно, что оба погибли от рук исламских экстремистов, которые действовали по указанию правительства.[20]
В сентябре 1996 года из-за своей веры был убит христианский пастор Мохаммед Юсефи. Многие руководители общин получали угрозы со стороны полиции, а некоторые под страхом смерти вынуждены были покинуть страну. Верующих мусульманского происхождения регулярно допрашивали и избивали. Некоторые конфессии были запрещены, а оставшиеся общины находятся под строгим наблюдением иранских органов безопасности. Каждый, кто переступает порог христианской церкви, должен предъявить документы и зарегистрироваться. Мусульманам вход туда строго запрещен. Христианские бизнесмены должны сообщать клиентам о своей религии, потому что мусульман убеждают ничего не покупать у христиан. Несправедливые и жестокие нападения на иранских христиан привели к открытой ненависти местных мусульман к христианской вере.[21]
На протяжении ряда лет режим Хомейни поддерживал терроризм и распространение радикальных исламских убеждений. Свидетельством нетерпимости иранского исламизма стал призыв Хомейни в 1989 году к убийству проживавшего в Британии индийского писателя Салмана Рушди: этой фетвой писатель приговаривался к смерти за публикацию книги «Сатанинские стихи». Такое решение вызвало бурю протестов в международном сообществе и до сих пор препятствует развитию отношений Ирана с другими странами, в том числе с Англией. В январе 1993 года глава правительства Рафсанджани подтвердил провозглашенный в 1989 году смертный приговор автору «Сатанинских стихов» Салману Рушди.[22]
После смерти Хомейни исламисты продолжали активно влиять на политику. Весной 2000 года по настоянию исламистов были закрыты 17 газет, которые обвинялись в клевете на ислам. В феврале 2000 года было совершено покушение на президента Хатами, сторонника реформ. В результате этого нападения один человек погиб, а пятеро были ранены. В марте того же года был убит Сайед Хаджарин, один из доверенных лиц президента, — в знак протеста против либеральных политических идей. Министр внутренних дел Абдулла Нури был приговорен к пяти годам заключения за «осквернение ислама». Приговоренный к смерти бизнесмен Гельмут Гофер после двухлетнего пребывания под арестом, в январе 2000 года, был выкуплен за сумму, которая соответствовала 5 тысячам долларов США. Его обвиняли в сексуальной связи с мусульманкой, за что первоначально его приговорили к смертной казни.[23]
Осенью 2001 года мировое киносообщество было возбуждено процессом, затеянным иранскими фундаменталистами против женщины-режиссера, Таминех Милани (Taminekh Milani), которую обвинили в антиисламской пропаганде. Понятие, под которое ничего не стоит подвести любое кинопроизведение, где есть хотя бы робкие попытки социальной критики.[24]
В 2005 году датская провинциальная газета Jyllands-Posten опубликовала серию карикатур, высмеивавших терроризм на исламской почве. В начале следующего, 2006 года, захлестнувшая почти весь мир волна протестов в связи с появлением карикатур начала постепенно утихать. По крайней мере, прекратились погромы и беспорядки. Свою позицию мусульмане стали демонстрировать более мирными способами. Так, один из ведущих иранских ежедневников «Хамшахри» (Hamshahri — «Земляк») официально открыл обещанный ранее конкурс сатирического рисунка на тему Холокоста. А вскоре на сайте «Хамшахри» появилась ссылка на английском языке: «Международное карикатурное состязание». Конкурс проводился под лозунгом «Где у Запада границы свободы самовыражения?». На фоне пересекающей пограничную линию перьевой ручки было изложено обоснование проведения мероприятия и условия участия в нем. «Многие ученые выражают сомнение в действительности Холокоста, однако выражение этих сомнений жестко осуждается. Теперь, в контексте публикации богохульных карикатур в ряде европейских газет, «Хамшахри» собирается проверить святость свободы самовыражения на Западе», — говорилось на сайте.[25]
И вот в редакцию газеты «Hamshahri» со всего мира начали поступать карикатуры на тему Холокоста. Газета объявила и начала конкурс. В августе 2006 года в Палестинском музее современного искусства в Тегеране открылась выставка карикатур на тему Холокоста. Ее организаторы не отрицали, что цели мероприятия провокационные — проверить терпимость Запада, который высмеивал пророка Мухаммеда.[26] Один из сюжетов: статуя Свободы в левой руке держит книгу о Холокосте, а правая вскинута в нацистском приветствии.
Среди работ одна была подписана российским автором Игорем Иванковым. На ней — шляпа с американским флагом, из которой выскакивает раввин с табличкой «Холокост». Художник Майк Флугеннок (США) вспомнил об Ариэле Шароне. Над 4 картинками, изображающими унижение палестинцев, стоит вопрос: «Это и есть то, чему Ариэля Шарона научил Холокост?»
Выставка продлилась до середины сентября; было отобрано 204 работы. Во всех карикатурах прослеживалось влияние позиции Ахмадинежада, назвавшего Холокост «мифом». С февраля 2006 года жюри получило 1200 карикатур. На февраль пришелся пик протестов мусульман в связи с перепечаткой рядом европейских изданий изображений пророка Мухаммеда.
Эту выставку иранцы назвали ответным жестом. Но как будто сознательно упускались из виду три существенных отличия. Первые карикатуры, появившиеся в датской газете в конце 2005 года, не были частью государственной кампании, направленной против какой-либо страны. Карикатуры на пророка, очевидно, не являлись результатом заведомо оскорбительного замысла их автора. Наконец, высмеивание Холокоста — это надругательство над трагедией реальных людей, переживших ужасы нацизма. «Выставка карикатур. Иран-2006» — сигнал о том, что обстановка на Ближнем Востоке продолжает накаляться.[27]
Депутат Кнессета от партии «Ликуд» Натан Щаранский так прокомментировал эту ситуацию: «Речь идет об открытой, крайней форме проявления антисемитизма. Война против израильтян ведется не только с помощью оружия, но и на идейном уровне. Этой выставкой Ахмадинежад хочет превратить в посмешище историю трагедии еврейского народа. Послание Западу следующее: вы не принимаете наши ценности и культуру, тогда и мы не будем принимать ваши. Для всего свободного мира выставка должна напомнить, что он имеет дело с фанатичным режимом, который вот-вот может обрести ядерное оружие».[28]
В январе 2007 года в иранском столице прошла скандальная конференция, где был подвергнут ревизии исторический взгляд на Холокост. В эти дни улицы Тегерана были увешаны портретами Эйнштейна с призывом к евреям «научиться считать у своего лучшего ученого». Махмуд Ахмадинежад постоянно призывает стереть с лица земли Государство Израиль. Однако в Тегеране живет немало евреев. Они пришли в Персию 2500 лет назад, задолго до рождения ислама. Недавно евреев в Иране было 100 тысяч, в 2007 году из-за массовой эмиграции осталось 20 тысяч.
Посещать Израиль им запрещено, хотя каждый верующий трижды в день молится в сторону Иерусалима. В парламенте Ирана за евреями (точнее, иудеями) закреплено одно место. Имеются гарантированные места и у других религиозных меньшинств: 2 — у армян, 1 — у католиков-ассирийцев, 1 — у огнепоклонников. Служить в армии или в государственных учреждениях евреи не могут.
— В Иране всем живется несладко, — говорит раввин крупнейшей синагоги Араш Абие. — Вне зависимости от религиозной конфессии свободы не хватает всем. Много наших уехало после исламской революции, — врачей, на которых держалась медицина в Иране, почти не осталось. Но в Иране никогда не было еврейских погромов, на бытовом уровне мы не чувствуем антисемитизма. Нас не причисляют к израильским евреям, на фарси даже называют иначе — «калими». Единственные евреи из-за рубежа, которых правительство встречает с удовольствием, — хасиды. Они отрицают Государство Израиль и приезжают на все конференции, где критикуется сионизм.[29]
Семейной трагедией завершился поцелуй для раввина Моше Арье Фридмана. Его супруга посчитала себя опозоренной — Моше на людях обнимался и целовался с Махмудом Ахмадинежадом. Раввин Моше Арье Фридман приехал на форум из Вены в составе делегации (всего шесть человек) иудейского ультраортодоксального течения «Нетурей Карта», выступающего не только против сионизма, но и против самого существования государства Израиль. Секта насчитывает около 5000 членов, которые компактно проживают в Иерусалиме, Лондоне, Нью-Йорке и одноименном американском штате. Члены «Нетурей Карта» («стражи города» — перевод с арамейского) не ставят под сомнение катастрофу европейского еврейства, которая произошла во времена фашизма. Однако они полагают, что истребление евреев, в том числе и Холокост, — это наказание еврейского народа за грехи, а создание Израиля считают «восстанием против Бога».
В австрийскую столицу раввин, по паспорту гражданин США, вернулся через две недели после завершения тегеранской конференции — все это время он колесил по Ирану и обличал Израиль. Дома его ждали две неприятные новости. Во-первых, как утверждает газета «Едиот Ахронот», от него сбежала жена — в Вильямсбург (штат Нью-Йорк) под покровительство общины сатмарских хасидов. Она посчитала оскорбительным поцелуй ее Моше с иранским руководителем. По совету родителей — ортодоксальных евреев обиженная женщина подала на развод. Во-вторых, венская еврейская община (заметную роль в ней играют уехавшие из СССР представители бухарских евреев) приняла решение изгнать Фридмана — «за антисемитизм, клевету в адрес Израиля и нарушение шабата» (в одну из суббот, когда работать запрещено, он участвовал в демонстрации). Ранее ему уже запретили появляться в венских синагогах.
Кстати, в Лондоне пострадал еще один член тегеранской делегации «Нетурей Карта»: еврейская община Великобритании объявила ему бойкот. Теперь он вынужден пользоваться услугами телохранителей, опасаясь мести.[30]
Похоже, что в Иране власти действуют по принципу: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Так, в конце ноября 2009 года был приостановлен выход газеты «Хамшахри», той самой, что в 2006 году организовала конкурс карикатур на тему Холокоста. Вместе с тем газета достаточно прохладно относилась к действующему президенту Махмуду Ахмадинежаду. Эксперты полагали, что газета была закрыта по политическим причинам. Однако формальным поводом к этому послужила размещенная в разделе туристической рекламы фотография бахаистского храма в Нью-Дели. (В Иране приверженцы бахаи находятся в меньшинстве и зачастую подвергаются дискриминации по религиозному признаку).[31]
Это подтвердилось в очередной раз в августе 2010 года. Семь лидеров бахаистской общины в Иране были приговорены к 20 годам тюрьмы. Они были обвинены в шпионаже, коррупции и сотрудничестве с Израилем. В Иране бахаисты находятся на втором месте по численности после мусульман, однако иранские власти не признают бахаизм, считая его адептов «вероотступниками».[32]
25 января 2007 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 98 голосами против 13 приняла поправку к резолюции по безопасности журналистов, поддерживающую право СМИ на критику догматов различных религий. «Акты насилия и угрозы со стороны религиозных групп против людей, выражающих свое мнение в устной, письменной речи или при помощи изображений, неприемлемы в европейском демократическом сообществе», — говорится в тексте поправки. Европарламентарии, в частности, были обеспокоены сообщениями о том, что иранский аятолла Мохаммед Фазель Ланкарани издал фетву, призывавшую к физической расправе над азербайджанским публицистом Рафиком Таги и редактором газеты «Senet» Самиром Седагетоглу, опубликовавшими критическую по отношению к исламу статью «Европа и мы».[33]
В силу подозрений в прозелитской деятельности протестантским Церквам в Иране исповедовать и распространять свое вероучение труднее, чем религиозным общинам, имеющим в этой стране многовековую историю. Персо-язычные христианские сайты, в частности www.mohabatnews.com, сообщают о регулярных гонениях на иранских христиан-евангелистов. Арестами, экспроприацией литературы, оргтехники и фильтрацией сайтов иранские власти пытаются сдержать рост протестантских общин, который происходит за счет обращенных из числа бывших мусульман. В последние десятилетия в Иране наблюдается возросшая активность западных миссионеров, в частности евангелической миссионерской организации «Международное Антиохийское служение», штаб-квартира которой находится в Калифорнии. Эта Церковь основана группой обращенных в христианство мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США. Как утверждает руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман, прекрасно знающих традиции и ментальность своих соотечественников. Некоторые аналитики даже предполагают, что в Иране насчитывается уже около миллиона последователей этой Церкви. Однако по официальным данным Центра диалога религий Организации культуры и исламских связей, христиане всех конфессий, проживающие в Иране, составляют примерно 215 тысяч человек из 75-миллионного населения ИРИ (меньше половины процента).[34]
В книге «Религии Ирана» (Тегеран, 2007) местного исследователя Захры Рашидбеги приводятся данные о том, что Евангелистская Церковь ИРИ составляет около 5 тысяч человек и представлена тремя ветвями — армянской, ассирийской, и персидской. В последней богослужения совершаются на персидском языке. Все евангелические общины управляются Единым Советом из 18 человек (по 6 от каждой общины) и имеют в своем распоряжении в общей сложности 14 храмов.
В ИРИ существует также община пятидесятников (2000 человек, среди которых 10 пасторов), в их распоряжении три храмовых здания. Число последователей Англиканской Церкви, по этим же данным, не превышает 80 человек. На территории Ирана есть три храма Англиканской Церкви — в городах Тегеран, Исфахан и Шираз.[35]
АФГАНИСТАН: Ислам или смерть!
В январе 2001 года режим Талибана ввел в Афганистане смертное наказание для всех отступников от исламской веры. Все немусульмане должны были носить специальную одежду, чтобы их можно было узнать. В июле 2001 года большинство работающих в Афганистане гуманитарных организаций получило от Талибана письмо, в котором был указан запрет на распространение материалов против действующего режима, а также попытки миссионерства, употребление алкоголя и свинины, громкая музыка, езда женщины за рулем. Для талибов, считающих себя истинными мусульманами, не может существовать никакой свободы религиозных убеждений. В начале августа 2001 года они арестовали многих людей, принадлежащих к христианским гуманитарным организациям, так как те в своих частных беседах говорили о своей вере.[36]
Афганскими спецслужбами были задержаны сотрудники международной гуманитарной организации «Приют — сейчас» («Shelter Now International») по обвинению в христианском прозелитизме. Министр религиозной полиции талибов Маулави Мохаммад Вали заявил о том, что 24 арестованных, среди которых четыре немца, два американца и два австралийца) будут судить шариатским судом. По уголовному законодательству талибов за проповедь христианства заключенным грозило пять лет тюрьмы, по исламскому же законодательству за обращение мусульман в другую религию их могли приговорить к смертной казни. «Во многих странах существует смертная казнь за государственную измену — заявил в интервью агентству «Рейтер» лидер поддерживающей талибов религиозно-политической группы «Джамиат-Улема-и-Ислам» Маулана Фазлур Рахман. — Между тем, принимая ислам, человек заключает договор с Богом. Почему бы в таком случае не рассматривать переход в другую религию как измену, заслуживающую смертной казни?»[37]
По указанию Талибана религиозная полиция обыскала офис организации «Shelter Germany». При этом они встретили одну афганскую семью, которая будто бы хотела получить информацию о христианстве». «Shelter Germany» не имела права предъявлять упрек Талибану. «Другие страны приходят в ужас от арестов, что же происходит с нами и нашей религией? Они не уважают нашу веру», — заявил Салим Гаккани из «Министерства содействия морали и предотвращения хулиганства» в Кабуле. В офисе организации исламистская полиция нравов конфисковала по некоторым данным кассеты и фильмы о христианстве и Библии на местных языках пушту и дари. Представитель «Shelter Germany» опроверг утверждения Талибана о том, что в офисе организации были найдены доказательства миссионерской деятельности. Не было никаких брошюр с христианским содержанием на местных языках пушту и дари, а найденная Библия была собственностью одного из членов христианской организации. После своего ареста сотрудники «Shelter» на протяжении месяца ожидали смертную казнь по причине запрещенной миссионерской деятельности, не имея возможности отстаивать свои права в независимом суде.[38]
В августе того же 2001 года 16 сотрудников базировавшейся в США гуманитарной организации были арестованы талибами по обвинению в проповеди христианства среди 65 афганских детей, которые жили в их приюте. Со своей стороны, все арестованные отрицали факт религиозной проповеди среди воспитанников приюта. Религиозная полиция также задержала самих детей, среди которых якобы осуществлялся прозелитизм. Поначалу власти заявили, что они будут содержаться в особом исправительном учреждении до тех пор, пока «их умы и сердца не очистятся от христианского влияния», но в дети были выпущены на свободу, а их отцы — арестованы. По сообщению агентства «Бахтар», главы семейств были приговорены к нескольким дням тюрьмы за то, что они не оградили своих детей от чуждых влияний.
Руководство талибов также заявило, что оно намерено провести тщательное расследование деятельности других международных гуманитарных организаций, чтобы выяснить, не идет ли речь о широкомасштабном «заговоре» западных христиан против исламского Афганистана. Внимание исламистов привлекла осуществлявшаяся под эгидой ООН «Всемирная продовольственная программа».
Дипломаты из Австралии, США и Германии прибыли в Кабул специальным рейсом самолета ООН для обсуждения с лидерами движения «Талибан» судьбы сотрудников гуманитарной организации. Обычно иностранцев, нарушивших афганское законодательство, ждет короткое заключение и высылка из страны. Однако неизвестно, что ждало миссионеров на этот раз. Попытки западных дипломатов встретиться с арестованными иностранцами оставались безрезультатными, а Мохаммад Вали отклонил просьбу прибывших дипломатов о снисхождении к арестованным. Главный же судья Верховного шариатского суда талибов Hyp Мохаммад Сакиб заявил, что «примерное наказание сыграло бы важную роль в прекращении антиисламской практики всеми зарубежными организациями».[39]
В начале сентября 2001 года в Афганистане были арестованы еще 35 сотрудников христианской гуманитарной организации «Международная служба помощи» (IAM). Судьба всех арестованных «гуманитариев» могла бы стать самой ужасной. Однако после того, как бойцы афганского Северного Альянса при поддержке американских войск в конце ноября 2001 года взяли под свой контроль столицу Кабул, уже отчаявшиеся сотрудники гуманитарных организаций вышли на свободу.[40]
Смертная казнь грозит и местным жителям, перешедшим в христианство. Так, в феврале 2006 года по обвинению в отречении от ислама, был арестован местный христианин Абдул Рахман. По некоторым данным, во время слушаний дела в суде мужчина сознался в том, что принял христианство 16 лет назад во время работы в международной христианской организации, оказывающей помощь афганским беженцам в пакистанском городе Пешавар. «Мы не против какой-то конкретной религии. Однако в Афганистане такой поступок вступает в противоречие с законом. Это атака на ислам», — заявил судья.
Со своей стороны прокурор Абдул Вази сначала предложил смягчить наказание для А. Рахмана, если тот снова перейдет в ислам, но А. Рахман отказался, поэтому обвинитель настоял на вынесении ему смертного приговора. Ожидалось, что окончательный вердикт по делу А. Рахмана будет вынесен в ближайшие два месяца. Но поскольку эта история получила широкую огласку и международный резонанс, суд Кабула позволил осужденному покинуть пределы Афганистана.[41]
В январе 2008 года суд афганского города Мазари-Шариф (северная провинция Балх) приговорил журналиста Саида Первиза Камбахша к смертной казни через повешение. Как сообщил председатель суда Шамсур Рахман, основанием для приговора стало «богохульство» репортера газеты «Джахане нау», выразившееся в «оскорблении ислама, Корана и пророка Мухаммеда». По словам Рахмана, решение суда основывается на нормах шариата (свода исламского права), который лежит в основе конституции Афганистана. Шариат предусматривает единственное наказание за оскорбление религии — смертную казнь. Председатель суда добавил, что приговор может еще быть обжалован в вышестоящих судебных инстанциях. Камбахш был арестован в ноябре 2007 года на основании показаний его университетских однокурсников, заявивших, что он «издевался над исламом и Кораном, опубликовал статью, в которой пророк обвинялся в игнорировании прав женщин».
Задержание репортера «Джахане нау» осудил ряд афганских и международных журналистских организаций. В частности, в заявлении Комитета в защиту журналистов говорится об обеспокоенности этой международной правозащитной группы тем, что «правительство Афганистана оказалось не в состоянии провести реформу средств массовой информации в то время, когда их деятельность всемерно ограничивается». Несколько лет назад еще два афганских журналиста были приговорены к смертной казни, однако им удалось бежать из страны и найти убежище на Западе.[42]
20 марта 2001 года американский пастор Терри Джонс сжег копию Корана в одной из церквей во Флориде в присутствии примерно 50 человек, после чего в начале апреля города Афганистана охватила волна беспорядков. Число погибших превысило 100 человек. Первого апреля разъяренная толпа напала на офис ООН в Мазари-Шарифе. Среди погибших — десять сотрудников международной организации. Среди пострадавших — россиянин, руководитель миссии ООН в Мазари-Шарифе Павел Ершов. Ему удалось избежать судьбы своих коллег, растерзанных толпой, только благодаря тому, что он в совершенстве владеет языком и знает местные обычаи. Попав в руки демонстрантов при захвате ими здания миссии, Павел Ершов сумел объяснить ворвавшимся, что он — не американец. (По другой версии, что он – мусульманин). Этого хватило для того, чтобы избежать смерти, но не уберегло от удара тяжелым предметом по голове. Позднее потерявшего сознание дипломата выручили полицейские.
По словам временного поверенного в делах России в Афганистане Георгия Мачикидзе, после событий в Мазари-Шарифе и Кандагаре и без того хорошо охраняемые российские миссии взяты под усиленный контроль. Выезд за территорию осуществляется только в исключительных случаях по служебной необходимости. «У нас нет сомнений, — заявил дипломат, — что так называемые стихийные протесты носили спланированный характер. Движение «Талибан» уже официально взяло на себя ответственность за эти злодеяния. Целью акции стало желание продемонстрировать, что ситуация в стране не столь благополучна. Талибы все еще сильны и в состоянии бороться с властью». Эта версия, по словам дипломата, подтверждается и признательными показаниями 17 из 30 задержанных по делу об организации беспорядков. Показательно, что большинство из них — это бывшие талибы, которым был предоставлен шанс реинтегрироваться в афганское общество.[43]
Мазари-Шариф как цель акции был выбран не случайно. Именно этот город считался наиболее благополучным, — своего рода финансовая столица Афганистана. Де-факто контроль в городе уже давно передан местным силам. Коалиция представлена здесь небольшим контингентом, в основном германским. Де-юре передача полномочий по обеспечению безопасности в Мазари-Шарифе в числе первых семи городов должна была состояться в июле 2011 года.
По данным российской дипмиссии, в наведении порядка в Мазари-Шарифе и Кандагаре принимали участие исключительно афганские формирования без привлечения солдат коалиции. Это стало еще одним признаком становления афганской армии и полиции. Незадолго до трагических событий афганские власти смогли организовать празднование запрещенного во времена талибов праздника Навруз без каких-либо серьезных инцидентов. Тогда Мазари-Шариф был окружен плотным кольцом блокпостов и контрольно — пропускных пунктов.[44]
Президент Афганистана Хамид Карзай призвал конгресс США осудить сожжение Корана пастором и предотвратить подобные акции в будущем. Карзай сделал это заявление в ходе встречи с послом США Карлом Эйкенберри и командующим вооруженными силами США и НАТО в Афганистане Дэвидом Петреусом. В свою очередь посол США передал заявление президента США Барака Обамы, осудившего сожжение Корана.
В 2010 году пастор Терри Джонс уже собирался предать огню священную для мусульман книгу в десятую годовщину терактов 11 сентября в США и призывал своих прихожан сделать то же самое. Его слова вызвали бурную реакцию во всем мире, особенно в странах, где исповедуют ислам. Там выступление пастора расценили как объявление религиозной войны. Между тем, сам Джонс заявил, что не видит за собой никакой вины и заявил, что собирается организовать 22 апреля 2011 года антиисламскую демонстрацию у крупнейшей в США мечети.[45]
[1] Бабакр Хошави. Курдский счет для Саддама // Независимая газета, № 138, 7. 07. 2004, С. 2.
[2] Саид Юлия. 10-летие кровавой пятницы // Новый Курдистан, № 3 (10), март 1998, С. 5.
[3] Там же.
[4] Шехмус Омер. Массовый исход курдских беженцев из Иракского Курдистана // Новый Курдистан, № 3 (10), март 1998, С. 5.
[5] Шорш Халид. Иракский народ между молотом и наковальней // Новый Курдистан, № 3 (10), март 1998, С. 1.
[6] См. A. Dawisha, К. Dawisha. How to Build a Democratic Iraq. — «Foreign Affairs». 2003. May/June.
[7] Малашенко Алексей. Почему боятся ислама? // Свободная мысль, № 3, 2006, С. 79.
[8] Известия, № 245, 29. 12. 2010, С. 7.
[9] Иларион, митрополит Волоколамский. Нарушение прав христиан // Известия, № 50, 24. 03. 2011, C. 7.
[10] Урушев Дмитрий. Заложники политики Хусейна и Буша // НГ-Религии, № 15 (145), 18. 08. 2004, С. 3.
[11] Там же.
[12] Кифа, № 2 (60), январь 2007, С. 2.
[13] Кифа, № 6 (64), май 2007, С. 2.
[14] http://www.messcom.org.ua/2008/02/19/islam-lot/ [10 12 2007]
[15] http://www.sedmitza.ru/
[16] НГ-Религии, № 4 (264), 3. 03. 2010, С. 3.
[17] Кровавый итог спецоперации в церкви // Санкт-Петербургские ведомости, № 207, 2. 11. 2010, С. 3.
[18] Мальцев Владислав. Библию приравняли к оружию // НГ-Религии, № 2 (262), 3. 02. 2010, С. 3.
[19] Там же.
[20] Kotsch Michael. Gewalt im Islam? (Коч Михаил. Насилие в исламе?) Издательство Логос, Германия, 2002, С. 86.
[21] Там же, С. 87.
[22] Kotsch Michael. Gewalt im Islam? (Коч Михаил. Насилие в исламе?) Издательство Логос, Германия, 2002, С. 108.
[23] Там же, С. 109.
[24] Коммерсантъ, № 215, 23 ноября 2001, С. 14.
[25] Грошков Иван. Датчане боятся терактов // Независимая газета, № 30, 14. 02. 2006, С. 8.
[26] Терехов Андрей, Грошков Иван. Тeгepaн применил идеологическое оружие // Независимая газета, № 171, 16. 08. 2006, С. 1.
[27] Там же, С. 2.
[28] Там же, С. 2.
[29] Лесков Сергей. Тегеран 2007 // Известия, № 5, 16. 01. 2007, С. 9.
[30] Явлинский Игорь. От раввина сбежала жена // Известия, № 5, 16. 01. 2007, С. 9.
[31] НГ-Религии, № 21 (259), 9. 12. 2009, С. 3.
[32] НГ-Религии, № 14 (274), 18. 08. 2010, С. 2.
[33] Станислав Минин. Уроки «карикатурного скандала» // НГ-Религии, № 2 (196), 7. 02. 2007, С. 3.
[34] Соболева Аида. Христиане под властью шариата // НГ-Религии, № 5 (287), 16. 03. 2011, С. 4.
[35] Там же, С. 4.
[36] Kotsch Michael., указ. соч., С. 71.
[37] Бурдюков Игорь. Талибы готовы рубить головы американцам // НГ-Религии, № 16 (87), 22. 08. 2001, С. 3.
[38] Kotsch Michael., указ. соч., С. 71-72.
[39] Бурдюков Игорь. Талибы готовы рубить головы американцам // НГ-Религии, № 16 (87), 22. 08. 2001, С. 3.
[40] Kotsch Michael., указ. соч., С. 72.
[41] Газета «Кифа» (Москва), № 6 (44), март 2006, С. 2.
[42] http://www.messcom.org.ua/2008/02/19/islam-lot/ (23.01.2008)
[43] Баев Алексей. Талибы пощадили русского // Известия, № 57, 4. 04. 2011, С. 5.
[44] Там же.
[45] http://www.newsazerbaijan.ru/conf/20110411/295 876296-print.html 11.04.2011