Артемий Поважный. Деятельное и созерцательное служение

prop_pavazh

Во имя Отца, Сына Святого Духа!

Только что мы слышали евангельский отрывок, он хорошо известен всем нам, он читается за богослужением в дни Богородичных праздников. Выбор в пользу этого отрывка сделан Церковью не случайно, ведь если вникать в смысл его, становится очевидным: самое главное в жизни человека – стремление к высшей духовной цели.

Господь указывает нам на двух женщин. Марию, олицетворяющую «ту сторону нашей души, которая по своему призванию, по своей силе и возможностям способна созерцать»[1]. И Марфу – «ту сторону нашей души,.. которая способна была бы в правде, в чистоте, с вдохновением творить в жизни Божие дело, … трудолюбивая, творческая, живая Марфа, способная превращать своими руками, своей любовью и заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией»[2].

Христос ни в коей мере не осуждает Марфу за её труды. Ведь она, из любви к Нему, погрузилась в заботы о достойном приёме гостящих у неё путников. И вместе с этим слова Спасителя, обращённые к ней, чётко ограничивают иерархию ценностей человеческого бытия, определяя главное — духовную жизнь — «единым на потребу».

И мы видим, как глубоко проникли эти слова в душу Марфы. В случае с воскрешением Лазаря именно она в отличие от Марии показывает гораздо более глубокую веру, не имея ни тени сомнений в возможности чуда.

Что же мы? Каким образом реализуем в себе служение, примером которого являются евангельские сёстры? Кто может являться для нас примером в духовной жизни?

Ответы на эти вопросы мы можем найти, обратив свои взоры на жизнь Божией Матери.

Она – пример гармоничного соединения служения и Марфы и Марии, молитвенного и действенного путей. На её плечи легли заботы о семье и Сыне, и вместе с этим она не переставала быть «Честнейшей Херувимов, и славнейшей без сравнения Серафимов», и это совершенство было возможным именно потому, что главным в Её жизни было то «единое на потребу» — бытие с Богом.

Пример жизни Божией Матери есть пример того, что лучшая проповедь – это жизнь!

Как верующие во Христа и стремящиеся следовать Его примеру мы всегда должны помнить, что наши поступки, слова, эмоции и мысли, всё наше бытие, без остатка есть проповедь.

Выходя за стены академии, приезжая домой на каникулы, участвуя в богослужении, мы неизменно и беспрерывно проповедуем. И устремленные на нас взгляды множества людей, их слух, жадно впитывающий всякое наше слово, должны чувствовать и видеть не то, с чем мы призваны бороться — не наши страсти и пороки, а личностей, способных путём сочетания двух примеров служения — молитвенного и действенного — изменить не только себя, но и весь мир.

Сегодня мы празднуем память иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Для многих из нас, находящимся вдалеке от дома, эта икона становится олицетворением матери. Именно к ней мы зачастую приходим и веруем, что Пресвятая Владычица, внемля нашим молитвам пред иконой «Знамение», никогда нас не оттолкнет, но будет Путеводительницей к вратам Царства Небесного. Ей, как «Скоропослушнице» и «Радости всех скорбящих», мы доверяем свои скорби и немощи и находим в Ней поддержку, укрепление и «Нечаянную Радость».

Надеюсь, что сегодня многие из нас встретят Господа, Который сейчас здесь зримо присутствует, говорит с нами через Евангелие, прощает нам грехи, отдаёт Свою жизнь за каждого, словами Марфы: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин 11:25-27). Аминь.


[1] Интернет ресурс: http://www.mitras.ru/inname/in_9.htm Митрополит Сурожский Антоний. Триодь постная.

[2] Там же.

 Проповедь студента II курса церковно-практического отделения академии Артемия Поважного, произнесенная на Божественной литургии в день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение».


Опубликовано 11.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter