Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея России является достойной фигурой в истории. С его именем связано не только установление патриаршества в России, но и развитие, формирование православной культуры среди населения.
Личность святителя Иова
Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. С благодарностью он впоследствии вспоминал о своем первом наставнике[1].
Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова. Он сумел воспитать бескорыстие и нестяжательность, которыми пользовался для церковного благоустроения. Был воздержанным во всем, послушлив, крепко молился. Его современники и ученики удивлялись чистоте жития и постническому образу жизни[2]. Патриарх имел уникальную память, великолепно знал устав. Сохранял и приумножал монашеские качества – любовь к братии, милосердие и прощение[3]. Патриарх обладал проницательным взором, был великолепный мыслитель и психолог[4].
Посещая Старицкий монастырь царь Иоанн Грозный заметил образованного инока. И в последующем не без участия царя Иов был поставлен в настоятели, и спустя время в архиереи. Трудясь на разных должностях церковного служения, будущий патриарх продолжал жить по Евангелию, упражняясь в духовном делании.
В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем[5].
После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить[6]. Так, патриархом был объявлен Иов. 23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов»[7].
Церковная деятельность
Учреждение патриаршества не произвело существенных изменений в правах русского первосвятителя. Иерархический строй Церкви остался таким же, как при митрополитах Московских. Для управления церковных дел были созданы приказы: судный (разряд), казенный, дворцовый[8]. Установлены 4 митрополии (в т. ч. Крутицкий викарный митрополит), 6 архиепископов и 8 епископов в епархиях.
Патриарх стремился распространить православие среди татар. В Казани была создана «слобода с церковью», для «охранения христианства». Под покровительство Русской Церкви отошла Грузия, что свидетельствует о миссионерской политике патриарха Иова. В Астраханское ханство был поставлен архиепископ Феодосий. Крещение Сибири, начавшееся при Иове, стало важным государственным событием[9].
Были установлены некоторые новые праздники, начинается книгопечатание, хотя за недостатком знающих греческий язык, было много ошибок в текстах[10]. Сам великолепно образованный, он заботился об образовании священнослужителей. Патриарх способствовал прославлению в лике святых многих угодников Божиих: прп. Иосифа Волоколамского, свтт. Петра, Алексия, Ионы, прп. Мартирия Зеленецкого. Были обретены мощи свтт. Гурия и Варсонофия, прп. Антония Римлянина, князя Романа Угличского. Деятельность патриарха сопровождалась открытием новых монастырей и строительством храмов, соборов.
Патриарх уделял внимание низшему духовенству, были созданы «поповские старосты», для регулирования служения священников на приходах. Это позволяло, хотя и не без трудностей, укрепить духовное и дисциплинарное состояние священнослужителей[11].
Влияние святителя на царя и формирование государства
Управление Русской Церковью для патриарха Иова совпало с временами кризисов государственной власти и междоусобиц. Деятельность его очень часто была связана не только с управлением церковным, но и гражданским. Хотя сам святитель старался не участвовать в решении государственных дел, понимая, что это не его сфера влияния.
Патриарх твердо стоял на сохранении Православия и укреплении Русской Церкви. Он был против Лжедмитрия и поддерживал Б. Годунова. Многие обвиняли патриарха в том, что он молчит, видя нестроения. Бунтовщики в результате свергли патриарха, незаконно поставили Игнатия, который впоследствии был лишен сана. Царский престол занял князь Василий Шуйский, который должен был избрать патриарха. Формально им оставался Иов, но в силу немощи и слепоты, не мог управлять Церковью. Освященным собором патриархом был избран митрополит Гермоген[12].
Два патриарха Иов и Гермоген просили прощения у русской паствы, читая покаянную грамоту. Это событие состоялось 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля[13]. Патриарх Иов возвратился в Старицкий монастырь как простой монах, где мирно отошел к Богу 19 июля 1607 г.
Итоги деятельности святителя Иова
Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия, усиление веры и духовной мощи Русской Церкви. Необходимо отметить, что русская паства любила своего святителя. Люди прислушивались к нему, и после его кончины почитание стало явным. Несомненно, святитель Иов стал исповедником веры в годы смутного времени.
Исследователи говорят о нестяжательности святителя по факту обнаружения скромности в келье почившего. Исходя из икон в его келье, можно говорить о молитве праведника. Он искренне молился за Святую Русь, ее укрепление в Православной вере.
Вклад святителя Иова, первого патриарха Русской Православной Церкви, в формирование православной державы очевиден. Он старался быть образцом веры для паствы, старался быть верным царю, избегать потворства лжецарям и самозванцам. Ввиду миссионерской деятельности православная вера распространяется среди дальних народов Руси, вместе с тем повышается религиозно-нравственная составляющая этих народов.
Влияние патриарха на царя была не велика, хотя цари Феодор и Борис Годунов относились к патриарху уважительно, считаясь с его авторитетом. Смутное время сопровождалось многими усобицами, переделом власти, соответственно государственные деятели были мало заинтересованы проблемами церковных дел. Самозванческая компания в итоге поставила своего патриарха — политическую фигуру — Игнатия, который резко отличался от Иова своей равнодушностью к делам России.
Патриарх Иов стремился систематизировать деятельность патриархии, вводя новые учреждения для управления церковными делами – приказы. Особое попечение о духовенстве (образование, бытовые и дисциплинарные нормы) свидетельствует о грамотной кадровой политике в Церкви.
Необходимо отметить стремление патриарха Иова поднять патриотическое настроение российского населения. Видя междоусобицы и смуту, народ во многих отношениях становился дезориентированным, это отражалось и на отношении к вере. Решая эти проблемы, патриарх канонизирует целый сонм русских святых.
Патриарх Иов был образцом для православной России. Одним из важных пунктов его служения является молитвенный подвиг, образ благочестия и дисциплины. Став первым патриархом Русской Церкви, святитель Иов задает некий тон, верхнюю границу для своих предшественников – предстоятелей Русской Православной Церкви.
Источники
- Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010.
- Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881.
- Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959.
- Толстой М. В. История Русского Православия. М.: Эксмо, 2010.
- Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30.
[1] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 200.
[2] См.: там же.
[3] См.: Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881. С. 57.
[4] Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 229.
[5] См.: Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010. С. 267.
[6] См.: там же. С. 262.
[7] Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010. С. 264.
[8] См.: Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959. С. 305, 307.
[9] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 220.
[10] См.: Толстой М. В. История Русского Православия. М.: Эксмо, 2010. С. 370.
[11] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 212.
[12] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 216.
[13] См.: Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959. С. 312.