В Святом Евангелии затрагиваются самые различные, весьма значимые для нас и нашего спасения темы. Вот и сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Луки. В данном отрывке Господь наш Иисус Христос рассказывает своим ученикам притчу о богаче и Лазаре. Скорее всего, большинство из нас не раз слышали, но давайте кратко вспомним её. В одном городе было два человека: Богач, который жил праздно, и Лазарь, который был беден, и от нищеты своей лежал у ворот богача. Настал час, и оба умерли. Лазаря некому было даже похоронить, в то время как богача хоронили с почестями и богатыми обрядами. И вот мы видим, что совершается Божий суд. Богач попадает в ад, а Лазарь на лоно Авраама.
Собственно говоря, даже этих слов притчи достаточно для того, чтобы хорошенько задуматься над нашей жизнью. Эта притча Спасителя делит людей на две большие группы: богатых и нищих. Также она показывает взаимоотношение этих групп. Богатые зачастую обуреваемы гордыней, и перестают замечать все, что происходит вокруг них. Все страдания и беды других людей для них отходят на второй план. Свое внимание они акцентируют лишь на своем богатстве, все их стремления направлены на его преумножение. Рассуждая над данной притчей, митрополит Антоний Сурожский говорит про богача: «Он был занят собой, он был на уровне жизни, с которого не смотрят вниз, с которого не виден человек. Звери – да: те окружали бедняка, лизали его раны, утешали его своим присутствием. А в глазах богатого и бедняк, и звери были равны друг другу». Может ли приблизится к Богу человек, который так относится к своему ближнему? Могут ли богатство и деньги помочь нам спастись? Ответ на этот вопрос мы находим в словах Спасителя: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (Мф 19:24). Эти слова, так же подтверждает и святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен… не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский».
В то же время мы можем наблюдать совершенно иной пример в лице бедного Лазаря. Он умер в полной нищете, и некому было даже похоронить его многострадальное тело. Но тем не менее, за душой этого ничего не имеющего бедняка спустились ангелы, а за душой богача никто не поспешил. Лазарь, хоть и был крайне беден, и каждый день наблюдал за нескончаемым пиром в доме богача, тем не менее не осудил его, как это часто делаем все мы. Зачастую, мы, в чем-то уступая другим людям, начинаем им завидовать. И дело даже не в богатстве. Кто-то учится лучше нас, у кого-то продвижение по карьерной лестнице идет быстрее, к кому-то лучше относятся окружающие. Все это служит причиной для нашей зависти. И здесь, мы уже видим пример того, какими быть не надо. Мы должны подражать Лазарю своим терпением и любовью, и помнить, что сделать шаг от зависти к ненависти можно за одно мгновение. И если мы поддадимся этому ужасному чувству ненависти к ближнему, то уже не сможем в полной мере являться учениками Христовыми.
Рассуждая над этой притчей, можно вспомнить другую, не менее значимую – притчу «о талантах», всю суть которой можно выразить следующим образом: каждому из нас дан свой «талант», который он должен умножить. У кого-то этим талантом является дар чистой молитвы, у кого-то богатство или что-то иное. Но что бы нам не было дано Богом, мы должны применять это на пользу всем людям. Ярким примером этого является виноградная лоза и вяз. Виноград имеет плоды, в то время как вяз бесплоден. Но если бы виноград не опирался на вяз, то не смог бы принести обильные плоды. Так и богатый имеет много сокровищ, но беден перед Господом молитвой, так как занят богатством. Но когда богатый подает бедному, то бедный молит за него Господа, и Бог подает богатому все блага, потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу пред Господом. Если богатство будет служить только нам самим, то это уже не дар, как и бедность, способствующая не молитве а осуждению ближних, не является даром.
Так будем же, дорогие братья и сестры, иметь перед своим взором пример терпения Лазаря и его любовь к ближнему. Будем же всеми силами уподобляться его примеру и бежать от примера праздной жизни богача. Чтобы и нам оставить после себя светлую память в сердцах людей и сподобиться Царства Божиего, а не последовать в ад за богачом, от которого при всем его богатстве, не осталось даже имени.
Проповедь студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры Духовной Академии чтеца Артема Мартынова, произнесенная за Божественной литургией 6 ноября 2016 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.