Чтец Михаил Евграфов. Начало покаяния

Чтец Михаил Евграфов. Начало покаяния

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

В неделю 5-ю Великого поста, Церковь предлагает нам поразмышлять над житием преподобной Марии Египетской. Всем нам хорошо известно это житие, однако, все же необходимо вкратце напомнить его содержание. Она была родом из Александрии, вела крайне распутную жизнь, собственно, преследуя не более благочестивые цели, взошла на корабль с паломниками, отправлявшимися в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим, продолжала вести привычный ей образ жизни. Но, однажды, как сообщается нам в житии, увидела толпы людей, с раннего утра стекающихся к храму. Узнав, что в нем находится частица Честного Креста, из любопытства решила посмотреть, на воздвижение великой святыни. Но войти в храм ей не удалось. Уже здесь на этом этапе мы видим, что у порочной женщины, отправлявшейся в Иерусалим на великий христианский праздник лишь, «чтобы было больше с кем предаваться разврату», оказалось место совести и благоговению, хоть и не осознанному. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей говорит: «Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была вероятно — наверное! — в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком святая … чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма». Однако, понимания она достигла, только когда в попытках попасть в церковь ее оставили силы. Лишь придя в ужас от того, что своей жизнью, она лишила себя возможности даже издалека увидеть святыню и принеся слезное покаяние, она смогла попасть в храм. Выйдя из него, преподобная Мария отправилась в пустыню, где провела остаток своей жизни в покаянии и молитве. Великий пост — это время, которое отводится нам для сугубого размышления о своей жизни. И мы, проходя это поприще, уже поразмыслили о важности образа, в неделю Торжества Православия, о преображении человеческой природы и о Божественном присутствии в мире, в неделю святителя Григория Паламы. Преклоняясь, размышляли о величии и в то же время, всем ужасе Крестной жертвы Спасителя. Вспоминая Святого Иоанна Лествичника, размышляли о пути спасения. Сейчас же, вспоминая преподобную Марию Египетскую, нам следует поразмышлять о неотъемлемой части спасения – покаянии. При том, житие преподобной говорит нам не только о покаянии в его истинном и полномасштабном проявлении, как полной и кардинальной перемене жизни, но и о том, с чего оно начинается. А начинается оно с голоса Божиего в каждом из нас – с совести. Да, неоспорим тот факт, что в итоге мы должны прийти к тому самому покаянию как оно есть. Но начинается оно с того, что человек наконец прислушивается к голосу совести. «Тайны каждого знает Бог и совесть; с этого самого всякий и должен начинать свое исправление» – говорит преподобный Марк Подвижник. Так почему же нам не прислушаться к голосу совести, особенно сегодня, вспоминая преподобную Марию Египетскую и обращаясь к ней в молитвах, следуя ее примеру, и памятуя об уроках уже прошедших дней Великого поста. Почему бы нам не заняться исправлением собственных недостатков, чтобы вступить, в приближающуюся Страстную седмицу с чистой совестью и сокрушенным сердцем? Аминь. Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Михаила Евграфова, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в канун 5-ой Недели Великого поста, 1 апреля 2017 года.

Опубликовано 01.04.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter