Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«А может быть, каждый из нас уже начал — не заметив этого — тот единственный путь, который предназначен ему судьбой»
В Евангелии есть интересный эпизод, когда Христос отправляет учеников на проповедь. Попробуем разобрать его с исторической и богословской точек зрения, попутно расставляя некоторые смысловые акценты. Вначале Спаситель повелевает, чтобы ученики не брали с собой ни денег в поясе, ни запасной одежды, ни сумок, ни посоха. «Почему Христос так суров к нам?, — подумали апостолы. — Что мы будем есть и где будем жить?». Можно предположить, что эта мысль могла посетить хотя бы одного из них.
Необходимо понимать, что, когда Иисус говорит не брать с собой денег в поясе, Он имеет в виду следующее: пояса, которые носили иудеи были двойными; деньги носили во внутренней части пояса, и потому они выполняли функции кошелька. Христос велел также не брать с собой сумки, чтобы апостолов не спутали со странствующими философами-киниками, которые после своих выступления перед толпой складывали в подобные сумки пожертвования. По законам того времени религиозные учителя, раввины, не имели права получать плату за обучение или проповедь, но в то же время считалось привилегией и обязанностью оказывать им помощь. Тот, кто принимал раввина у себя в доме как гостя, совершал действие равносильное жертвоприношению. Это говорит о том, что в среде израильтян существовал непреложный принцип — трудящийся достоин пропитания.
Исходя из этого можно сделать вывод: человек Божий никогда не должен быть чрезмерно занят материальными делами, а люди обязаны заботиться о том, чтобы апостол получал надлежащую помощь и поддержку. Эти указания Спасителя налагают обязательства как на учителя, так и на народ.
Далее Иисус предупреждает учеников о том, что следование за Ним — это несение личного креста. Жители Галилеи очень хорошо знали, что такое крест. Для них это было ужасающим символом. Когда римский полководец Вар подавил восстание Иуды Галилейского, то приказал распять на крестах две тысячи иудеев, а кресты поставить вдоль дорог. По существовавшему тогда обычаю осуждённый на крестную смерть сам должен был нести свой крест к месту казни, заявляя этим публично, что покоряется законам Рима, которым прежде противился. Подобно этому, и ученики Иисуса должны были «заявить» о своей покорности Богу, против Которого когда-то бунтовали их предки.
Завершая наставление, Спаситель говорит, что тот, кто сбережёт свою душу ради себя, потеряет её, а тот, кто потеряет её ради Него, приобретёт её. Этот факт неоднократно подтверждался в истории. Так философ Эпиктет писал о Сократе: «Умерев, он спасся, потому что не бежал». Сократ мог легко спасти свою жизнь, но, если бы он это сделал, умер бы настоящий Сократ, и никто никогда не услышал бы о нём. Подобное могло ожидать и учеников Иисуса. Таким образом, становится понятно, что истинный ученик Христов ищет Его воли и исполняет её, каким бы сложным путём она его ни повела. И это требует колоссального мужества и стойкости.
Известно, что апостолы последовали повелениям своего Учителя, но что было бы, если бы они отказались следовать за Христом? Отказались бы от спокойной жизни, от того, чтобы просыпаться каждый день на новом месте, утром проповедовать о Боге, а вечером не знать, где найти себе кровать, быть презираемыми… Что бы они в таком случает потеряли? Что бы потерял наш мир? Нашёл бы Христос себе новых учеников взамен сбежавших или нет? Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, поэтому вопрос стоит поставить иначе: «Что потеряем мы, если решим — не следовать — за Христом?».
Думается, что с социальной и бытовой точек зрения служение священника в XXI веке не сильно-то и отличается от служения I веке, если не брать во внимание культурные особенности двух времён: те же требы и богослужения, миссионерство; недостаток личного времени и постоянная нужда в материальном обеспечении. Наверное, почти каждый из учащихся в Академии сознательно или нет, многократно или единожды, задавал себе вопрос: «А что я потеряю, если не выберу Тебя, Господи?». Всегда ли искренний ответ соответствовал тому представлению об «идеале» христианина, которому учит Церковь? Возможно, что да, но возможно, что и нет… Очевидно одно, что призывая человека на служение, Бог не обещает ни богатств, ни славы, ни уважения. Конечно же, это не означает того, что благополучия может не случится в жизни священнослужителя. Просто Евангелие ставит акцент на другом.
Так и что же взамен финансовой стабильности, успешности и общественного влияния предлагает нам Спаситель? А Он предлагает человеку то, что включает в себя все проявления жизни и то, чем мир бессилен обладать — Свою личность и Свою любовь. Иными словами Он обещает — Себя в качестве смысла жизни. Для кого-то эти слова — пустой звук, а для тех, кто пережил встречу со своим Спасителем — абсолютная реальность бытия. И спустя мгновения наш Бог выйдет из царских врат и предстанет перед нами в Своих честных Дарах, чтобы вновь напомнить Своим тихим присутствием либо о нашей нерешительности и трусости, либо о нашей недальновидности и ограниченности, либо в ответ на наш смелый выбор дать нам новые силы следовать за Ним покуда мы живы. Аминь.
Проповедь студента II курса магистратуры чтеца Михаила Николаева, произнесённая за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии, 3 ноября 2019 года.