Чтец Владислав Капитонов. Искусство маленьких шагов

Чтец Владислав Капитонов. Искусство маленьких шагов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры! В этот вечер мы вспоминаем человека, который по-особенному связан с нашей Духовной Академией. Он был не только ее выпускником, но также стал одним из первых новомучеников XX столетия. Это протоиерей Петр Скипетров. Порой, когда мы, не знали человека лично, и впервые знакомимся с ним на страницах его жизнеописания или через рассказ другого человека, то, бывает, что мы не понимаем, чем же эта личность так восхитила других. Мы как бы не встречаем в жизни этого человека события, которое бы срезанировало в нашем сердце. Но в случае с отцом Петром Скипетровым нет необходимости долго искать такое событие. И это, пожалуй, общая черта мучеников – то, как их истории всякий раз касаются наших сердец.

Все произошло совсем рядом отсюда — в коридоре епархиального управления. Отец Петр шел на прием к митрополиту в тот день, когда большевики предприняли первую попытку захвата Александро-Невской лавры. Была уже вторая волна налета на лавру, когда отец Петр вошел через ворота, через которые и мы с вами нередко проходим – те ворота, над которыми мозайкой выложен образ Нерукотворного Спаса. Там его встретил сын семинарист. Зная обстановку в лавре он отговаривал отца идти дальше. Но тот лишь успокоил сына и сказал, что должен идти. И вот уже в коридоре управления он увидел картину: несколько красноармейцев, которые стояли кордоном, не пуская никого к владыке митрополиту, очень грубо разговаривали с женщинами. А те лишь просили оставить верующих в покое, еще не понимая, зачем новой власти все это нужно. И отец Петр не смог пройти мимо, он вступился за этих женщин, попытался как-то урезонить красноармейцев… Но в споре со священником солдаты предпочли словам другой аргумент. Один из них просто достал наган и выстрелил отцу Петру в рот. Паника, врачи, почти немое прощание с женой, детьми, благословение митрополита — все это сменяло одно другое на протяжении тех десяти часов, которые отец Петр умирал.

И вот Церковь называет это подвигом мученичества, хотя здесь и нет чудес, которые можно прочитать в древних мартирологах. Не было тут и многочисленных предложений отречься, не было уговоров и угроз, не было тех явных искушений, которые императоры и правители Рима предлагали верующим ради отречения от Христа. Ничего этого не было. Да надо признать, что здесь не было и какого-то ореола величественности события. Он ведь просто заступился за женщин…

Но именно то, как высоко Церковь оценивает это, казалось бы, простое действие, и говорит нам с вами, что мы, очень сильно ошибемся, если проведем духовное различие между эпохой мученичества и временем нашей, во многом спокойной жизни. Подвиг отца Петра, может и отличается внешне, но тот же самый по сути с тем, к которому призван каждый из нас. Тот подвиг сосредоточен в одном мгновении и этим труден, потому что его время наступает непредсказуемо и всей тяжестью очевидного выбора обрушивается на человека. Но то же самое время может по-другому стать инструментом в руках дьявола, растянув этот одномоментный, но очевидно поставленный выбор на многие годы, на многие маленькие, почти незаметные решения, которые каждый из нас ежедневно, помногу раз принимает в своей жизни, почти этого не замечая.

И череда наших решений делает из нас либо человека Нового Завета, свободного в любви к Богу, как об этом многократно пишут апостолы, либо же человека, лишенного этой свободы, служителя системы. А система — это вовсе не Академия, как мы, порой, можем назвать ее в разговоре. Система гораздо страшнее, чем просто учебное заведение, потому что она может быть где угодно, она не привязана к какому-то конкретному месту, она не является данностью окружающего нас мира и не определяется внешними обстоятельствами. Систему на самом деле рождает наше сердце, когда, видя несправедливость, изъян, горечь или боль, без разницы где: в обществе или в Церкви, в масштабах страны или семьи, – мы говорим себе: «Это меня не касается. Мне нет до этого дела. Пусть кто-то другой решает эту проблему». Тогда рождается система. Она — исчадие безволия и безответственности. Мы же с вами в это мгновение делаем маленький, совсем незаметный, и, как кажется, поправимый шаг к тому, чтобы наше сердце разучилось сочувствовать, сопереживать, любить. И такой шаг действительно поправим, но уже не только нашими силами. Ведь, если честно подумать, то никто из нас с вами не совершил подобный выбор лишь единожды в жизни. Он уже во многом вошел в привычку.

Поэтому именно сейчас, в этот вечер, когда пытаемся осмыслить историю отца Петра, Бог предлагает нам взглянуть немного вперед во времени – на приближающийся Великий пост, когда каждый из нас сможет хоть и долгой, хоть и непростой чередой новых маленьких шагов просто все исправить, понять, что возвращение к Богу возможно, и Он нас ждет, лишь бы только нам хватило решимости пойти. Маленькими шагами, прося у Бога силы каждого дня, пойти ко Христу, Которому со Отцом и Святым Духом слава во веки веков.

Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Владислава Капитонова, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 31 января 2018 года, в 100-летнюю годовщину мученической кончины протоиерея Петра Скипетрова.


Опубликовано 31.01.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter