Дорогие отцы, братья и сестры, с самого начала христианской эры перед людьми вставал вопрос, порой оформляемый саркастично и даже оскорбительно: «А почему нам вообще должно быть какое-то дело до каких-то иудейских сказок?» Путь Маркиона, предполагавший не только отказ от самого Ветхого Завета, но и от «ветхозаветных» элементов Нового, остается соблазнительным по сей день.
Но стоит лишь немного вдуматься в эту мысль, довести ее до конца, как становится понятным, что, по сути, это путь отказа от истории. От истории нашего спасения. Бог Маркиона и его последователей как будто вспоминает о людях лишь во времена Христа, а до этого совершенно бездействует. Обличая такое видение, Тертуллиан пишет: «Я не отрицаю, что различаются образцы речи, заповеди добродетели, наставления в законе, пока, однако, все различия соответствуют одному Богу»
[1].
Сегодня мы, возможно, даже лучше Тертуллиана понимаем, что ветхозаветные праведники были людьми другой культуры и во многом, иного мировоззрения, нежели мы. Но именно их избрал Сам Бог из всех народов, и именно ими предобручил Церковь
[2], именно от них произошла Богоотроковица Мария, Пречистая Матерь нашего Господа, и, конечно, Он Сам
[3]. А они открыли Ему на встречу свои сердца, стали «рыцарями веры», преодолели себя, приняли Бога, таким каким Он им открылся, во всей Своей запредельности и абсурдности по сравнению с плотской логикой.
С самого начала Церковь включала в Библейский канон книги Ветхого Завета. Все богослужение Православной Церкви проникнуто ветхозаветными цитатами и аллюзиями. А сегодня мы празднуем Неделю святых праотец, в песнопениях которой мы восхваляем всех праведников, патриархов и пророков от Адама и даже до Иоанна Крестителя
[4].
Мы можем бесконечно рассуждать над вопросом, почему Бог не выбрал Себе кого получше Авраама, Исаака и Иакова? Почему Он не обратил внимание на Пифагора или Сократа, на Платона или Аристотеля, на Цицерона или Лукреция? Но с тем же успехом мы могли бы возмутиться Его выбором апостолов, простых галилейских рыбаков, не мудрых в слове.
שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְהוָה אֱלֹהֵינוּ יְהוָה אֶחָד וְאָהַבְתָּ אֵת יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, בְּכׇל לְבָבְךָ וּבְכׇל נַפְשְׁךָ וּבְכׇל מְאֹדֶךָ
– примерно так звучали слова Спасителя в ответ на вопрос одного из книжников: «какая первая из всех заповедей? <…> Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:28-30). С этих же слов начинается одна из самых главных и древних молитв иудаизма. Но они же обращены и к нам, христианам. Мы, новый Израиль, мы дети Авраама, мы чада обетования.
Всякий раз, слыша во время богослужения обращение к Израилю, будем помнить, что речь обращена прежде всего к нам. Что история Церкви начинается еще до сотворения мироздания. А потому слушай Израиль, «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах. 9:9), «Господь славы родитися ныне»
[5] приходит.
Проповедь, произнесенная иеромонахом Афанасием (Букиным) на ночной Литургии 24 декабря 2017 года.
[1] Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Против Маркиона в пяти книгах. IV:1:3. / Пер. с лат., вступ. ст. и комм. А. Ю. Братухина. — СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга — СПб», 2010. – С. 258.
[2] См.: Тропарь Недели святых праотец. Минея декабрь. Ч. 1 / М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 407.
[3] См.: Первая стихира на Господи воззвах в Неделю святых праотец. Там же. – С. 406.
[4] См.: Стихира на стиховне на славу в Неделю святых праотец. Там же. – С. 407.
[5] Первая стихира на стиховне на утрени 24 декабря в предпразднство Рождества Христова. Минея декабрь. Ч. 1 / М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 300.