Иеромонах Феодосий (Желновачев). Человеку необходимо научиться любить

Иеромонах Феодосий (Желновачев). Человеку необходимо научиться любить

Рано утром, когда Солнце ещё не показало свои лучи, спешит святая Мария Магдалина ко Гробу Своего Божественного Учителя и со слезами вопиет: «Иже мертвыя животворяй, како мертв вменяется? Кия миры принесу Изменившему мя смрада демонскаго? Кия слезы пролию от слез Изменившему мою праматерь?».

Там, в новом Гробе, должен лежать Тот, Который воскрешал мёртвых, исцелял больных, изгонял бесов, Тот, Которого весь мир не был достоин. Но что же? Камень отвален, и спешит святая Мария возвестить Апостолам, но не о Воскресении Спасителя, а о краже Тела Господа. Таким образом, святую Марию Магдалину побуждает так рано идти ко Святому Гробу не желание первой увидеть Воскресение Своего Божественного Учителя, ибо она ещё пока «многую тьму имеющи в разуме», а огромная любовь к Тому, Кто изгнал из неё самой семь бесов и от Которого она слышала глаголы Жизни Вечной.

Любовь – это слово стало таким часто употребляемым, что за мнимой очевидностью его значения скрывается темнота и непонимание. Так что же есть любовь?

Священное Писание открывает нам глубокую истину: «Бог есть Любовь» (1 Ин 4:8).  Из этого следует, что любить – это уподобляться Самому Богу и без любви невозможно угодить Ему. Мы призваны Богом к любви, это то, что отличает христиан от всего прочего мира: потому узнают, что вы – Мои ученики – говорит Господь – да будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Святитель Николай Сербский говорит, что Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали им своё отношение к Нему, а когда люди называют этим словом своё отношение к земному, то оно теряет свой смысл.

Диавол не может творить ничего нового, он способен лишь искажать, деформировать Божие творение. Увы, даже представления о любви он смог довести до абсурда: сегодня во имя любви разрешаются аборты, во имя любви совершается эвтаназия, а самой любовью именуют похоть и глубокое развращение. Диавол окончательно запутал современного человека, и он уже не может отличить истину от лжи. Когда у преподобного Паисия Святогорца спросили: «Как понять, есть ли у меня истинная любовь?», то он ответил, что истинная любовь любит всех людей одинаково, и всех считает лучшими себя, ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор 13:4–8). Нас буквально раздирают тщеславие, зависть, собственные амбиции, жестокость, нетерпение, превозношение – всё, что так сильно отдаляет нас от Любви.

Любовь – это задание человеку, любви необходимо учиться. Как же научиться любви? Как растопить наши ледяные сердца? Ответ простой: чтобы научиться писать – надо писать, чтобы научиться ездить на велосипеде – надо ездить на велосипеде, и чтобы научиться любить – надо любить, то есть творить дела любви. Святитель Григорий Палама призывает каждого служить ближнему тем, чем можешь: не имеешь слова, способного исцелить, скажи слово утешения.

Господь говорит, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя (Ин 15:13). Таким образом, важным свойством любви является жертвенность. Высота такой любви была явлена Господом на Кресте. Преподобный Паисий Святогорец называет любовь «готовностью выпить чашу горести другого».

Согласно святителю Иоанну Златоусту любая добродетель есть плод любви. Ею освящается вся жизнь человека. Она – начало духовной жизни, и она же – её венец. Если нет во мне любви, то даже если у меня митра и панагия, степень доктора богословия, я знаю всё Священное Писание наизусть, постоянно пребываю в храме Божием, говорю языками ангельскими и человеческими и даже отдам тело моё на сожжение, то я всего лишь медь звенящая, а всё перечисленное послужит мне ещё большим осуждением в день Суда. И наоборот, любовь восполняет имеющийся недостаток добродетели. Придя ко Гробу Учителя, святая Мария Магдалина имела горячую любовь ко Господу, но не имела ещё веры в Воскресение, однако, этого оказалось достаточно, чтобы стать первой, после Матери Божией, видевшей Воскресшего Спасителя. Церковь ради этого даже именует святую Марию Магдалину благовестницей апостолом. Воистину Любовь делает нас совершенными!

Господи, Ты есть Любовь: Любовь до кровавого пота, Любовь до Крестных страданий. Научи и нас любить, чтобы нам услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Проповедь, произнесенная иеромонахом Феодосием (Желновачевым) на воскресном всенощном бдении в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 23 декабря 2017 года.


Опубликовано 24.12.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter